Лубочная шкатулка Инессы Варламовой.

220.jpg
Лубочные картинки издавна служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и книгой, и сатирическим листком, неизменно вызывая у зрителей добродушную улыбку. Они не перестают привлекать внимание ученых, художников, коллекционеров. Своеобразный мир их образов, особая система изображения и художественных приемов оказали влияние на творчество многих художников, таких как Билибин, Кустодиев, Васнецов... Маленькая комнатка художницы Инессы Варламовой - само воплощение яркой лубочной шкатулки, наполненной тряпичными куклами, старинными иконами, глиняными детскими поделками, сказочными картинками из детских книжек, которые она иллюстрирует...


- Когда в разговоре произносится... в лубочном стиле, лубочное построение живописи... Сразу возникает ассоциация с чем-то сделанным своими руками, сейчас это часто называют хенд-мейд,  какие-то  картинки русского быта, народные гуляния... Как вы пришли к этому направлению?

- Вот вы употребили выражение хэнд-мейд, я этого слова избегаю...  Мне ближе исконно русское слово - рукоделие, оно красивое, не жесткое, как сленговое хэнд-мейд... И по большому счету именно рукоделие стало ремеслом  всей нашей семьи...  Буквально с рождения моим самым любимым занятием было делать куколок из ничего... из живых цветочков даже, у меня цветы были куколками... Мне, например, интересно сделать свою куклу, отталкиваясь от исконно древне-русских традиций. Скрутки всякие, тряпичные куклы, берестяные, глиняные... Я вижу окружающий мир именно таким, мировосприятие такое, натуру ведь не перепрыгнешь. Чем человек живет, какая у него суть, какой у него стержень, то он и выдает... Определенную роль сыграла и творческая атмосфера, в которой я живу... Свекор - художник, муж - художник, я чувствую себя как рыба в воде, где меня понимают и принимают такой, какая я есть...

- Муж доверяет вам иллюстрирование своих сказок?

- Он поначалу иллюстрировал их сам, и, на мой взгляд, просто идеально, он же знал, что делает... Я проиллюстрировала две или три из его сказок, а у него их, наверное, около 30. Некоторые, можно сказать, невыдуманные истории. У нас в деревне домик... и такие колоритные личности встречаются, чисто деревенские старожилы... Таких интересных историй порассказали, а он их записал и обработал своим сказочным способом... Мы здесь их никак не могли опубликовать, а в Москве сразу за эту идею схватились. У него уже две книжки вышли с иллюстрациями... “Сказы Отца Василия”.

- Какие легенды или притчи пользуются у вас особой любовью?

- Житие “Петр и Февронья”, которое опутано многочисленными мифами. Также как и имя Ильи Муромца, и Алеши Поповича... которые настолько обросли этим жанром легенд... Можно бесконечно рассказывать о них истории, и они всегда будут разные. Что до Петра и Февроньи, это имеет особую красную канву... Две исторические личности, проживавшие в городе Муроме, у них был такой маргинальный брак: он - князь, она - простая крестьянка. И при таких обстоятельствах, при таких неравных отношениях... почему они мне так близки и актуальны... потому что, по большому счету, институт брака у нас разрушается... У нас модно быть вне брака, модно хвастаться самодостаточностью... но выглядит это как защита своей собственной несостоятельности...
 
- Может быть. Но сейчас это называется независимостью.

- Это форма защиты. И “Петр и Февронья” для меня - это эталон отношений между людьми...  Это достаточно сложная ситуация для высокопоставленного окружения, им объявляли бойкоты разного плана... но они сохранили до конца достойные взаимоотношения, настолько, что договорились умереть в один день, и действительно так и получилось... Они прожили душа в душу как один человек...

- Это такое несовременное выражение...

- А что такое современные понятия? Это сейчас понятие моды. Кто ее устанавливает? Опять же один человек устанавлива-ет - миллионы подчиняются. А если мне это не нравится, почему я должна этому подчиняться, а если я не хочу? Потому что есть какие-то вневременные вещи, которые живут и актуальны всегда...

- Согласна... Но сейчас как раз “в моде” фольклорная тема, она востребована, ее много и в дизайне одежды, и в театральных постановках, и в кино... если вы смотрели “Морфий”, по ранним рассказам Булгакова... С таким смаком там используется обстановка того времени,  манеры поведения, разговоры,  музыка...

- Возвращение к фольклорной теме - это опять-таки ностальгия по настоящему... Модно сейчас делать кукол, лоскутные покрывала... и другие какие-то вещи своими руками... В большей мере женщинам не нужны вещи - заменители того... настоящего, и поэтому многие сейчас занимаются рукоделием. Что можно сказать о самом подходе к этому течению... Лубок, конечно, абсолютно разнообразный... В XVIII - XIX веках существовало такое явление, как назидательные картинки, тематика которых была очень велика... Религиозные и нравоучительные, народный эпос и сказки, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени... Они содержали народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую политическую сатиру. Долгое время лубочные картинки были главной духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая немыслимые расстояния. “Лубошное” направление всегда было модным, но очень узким. Оно никогда не соперничало с реалистической живописью, хотя оно ничуть не проще, они просто разные. Может быть, в мировоззрении, может быть, в восприятии мира. Его всегда было меньше, чем реалистической живописи, но она зачастую “срабатывает”, как говорится, на злобу дня, то есть ориентируется на потребительский спрос. Меня это, конечно, коробит, когда я слышу такие восклицания, “у тебя яблочко-то как живое”... “как настоящее”!.. Настоящий художник вкладывает совсем другое, хотя, может, кто-то примет это за комплимент. Тем не менее, кушать хочется всем, поэтому это развивается, популяризируется, и, по большому счету, иногда реалистическая живопись выглядит, как лубок. Только в оскорбительном смысле... И Покровку нашу за это “зеленкой” называют. Конечно, и там есть настоящие вещи, а “зеленкой” прозвали за то, что висят эти одинаковые холстики, низ - “зеленка”, верх - голубое небо, и пять картин подряд в такой манере... Нет, я не в коей мере решетку не оскорбляю, там висят очень хорошие художники, просто бывает и такой “стиль”...
- А в детстве вы сказки любили читать?

- Да, очень любила, я и сейчас очень люблю читать сказки. Читаю с удовольствием. Вот дочка Паша была маленькой, я ей читала. И сейчас, прежде чем проиллюстрировать, мне нужно тщательно все прочитывать. За что зацепиться, что изображать, изучать характеры персонажей. Вот смотрите, иллюстрация к самой, как говорится, “сказке на злобу дня” - “Избушка ледяная и лубяная...” Так модно сейчас быть Лисичкой... и к Зайчику в гости заходить, да и гонять его очень модно...

- Ага. Людям сейчас нужны особые “сказки”...

- Причем я сейчас читаю сказки и вижу в них новый смысл. В детстве мы воспитываемся на образах, противопоставление добра и зла, а сейчас я уже вижу множество иных смыслов, нюансов... Герои уже не как сказочные образы, и очень большая мудрость состоит в этих сказках, засеянная веками мудрость. Вне времени, все одно и то же... А сколько сейчас Иванушек-дурачков!.. И на некоторых из них все и держится.

- Когда вы продумываете отдельную работу, что является решающим в выборе сюжета?

-  Вот видите... ангел летит над городом... У этой работы есть зимний вариант, а есть - летний. Я как-то купила сборник рассказов и сказок Г.Х. Андерсена, там, где его сказки не испорчены советскими издательствами. Туда вошли сказки, которые мы никогда в детстве не читали, “Снежная королева”, которую я проиллюстрировала, но в том виде, в котором ее написал сам Андерсен... В этом сборнике была сказка, которая называлась “Ангел”, и сюжет такой... трогательный, когда ее прочитала, даже заплакала. Как умер маленький мальчик, и что с ним потом произошло... Как его забрал ангел и показывал ему город... Вот эта часть сказки для меня стала одной из главных, может быть, в жизни... Автор хотел этим сказать, что смерти окончательной нет, что мы призваны к вечности...

- А как вы относитесь к смешению различных направлений в искусстве?


- Если говорить о современной живописи, то я не могу относиться критически к какому-то творчеству, как к таковому в целом... Вот к течениям - могу... Можно смешивать направления, можно экспериментировать... Но дело в том, что искусство отражает то, что происходит вокруг. Например, в эпоху революций 1905 года, 1917 года, как живопись это отразила? Появились такие течения, как кубизм, поинтилизм, всякого рода течения, которые носят деструктивный характер, направленный на распад человека. Показывая разрушительный характер государства и человека в том числе... Вот вам похожий пример. Помню, лет семь назад, к нам приезжала странная зарубежная выставка, место которой на... где демонстрировались попы и унитазы...

- Очень актуально... Больше ничего не заметили?

- Эпатажность не свойственна нашему русскому менталитету, это все наносное... У нас всегда было такое выражение, как срам, нельзя показывать подобные вещи, они имеют сакральный характер и должны быть сокрыты. Этот художник себя же делает беззащитным...

- Чем же еще зарабатывать...

- Ну что же... Один разделся, погавкал и заработал, а другой разделся и получил пинка под зад... Ну что же... они свой выбор сделали, но я не считаю, что это явление такого характера, которое помогает человеку стать лучше...

- Если бы вам заказали сочинить сказку, какой сюжет вы бы выбрали?

- Это было бы, скорее всего, размышление для детей-подростков... Сейчас идет определенная война против того, чтобы человек стал хорошим, и мне хочется  как-то противостоять этому.

Юлия КУБАРЕВА, журнал "Досуг в Нижнем"