Услышать гитару

DSC_4675.jpg

Виртуозное исполнение классических композиций на гитаре - редкое явление... Или, может быть, невостребованное. Но если вы хоть раз попадете на такой концерт, станете поклонником этой музыки навсегда... Это мое мнение, но попробовать надо.

Как испытать драйв на гитаре... от Николая Соколова
- Что это за музыка такая - гитарная музыка драйва, ради которой ты собирал народ в КЦ “Рекорд”? Почему ты ее так назвал?
- Вообще, я долго думал, как назвать эту музыку... Есть классическая гитарная музыка, а есть такая музыка, которую играют на электрогитаре со всеми примочками, драйвами, и она несет какую-то особую энергетику, заряд какой-то, адреналин. И, наверное, судя по таким ощущениям, я назвал ее “гитарная музыка драйва”. Если назвать концерт просто вечер классической гитары, тогда все предсказуемо, все придут в смокингах и с бабочкой. Но это совершенно другой контингент...

- А тебе какой зритель был нужен? Вот ты как говоришь: “Хочу поднять интерес к гитарной музыке?” К какой именно гитарной музыке тебе хотелось поднять интерес?
- К драйвовой гитаре. Музыка драйва, она виртуозная, поскольку там обилие всяких нот, и само звучание, несущее в себе необыкновенный энергетический заряд. Просто хочется играть настоящий, хороший рок... Еще когда я учился, мой педагог Шилов Александр Николаевич говорил, что многие подростки берут в руки электрогитару, включают специальную примочку и играют, и как им сразу кажется, они все умеют. Но тогда получается не очень хороший рок... а хочется показать, каким он может быть. Это не просто три аккорда, и никакого знания гармонии...

- Кто были твои магнитофонные кумиры?
- Наверное, все-таки гитарой я стал заниматься благодаря группе Metallica и их рок-балладам. Своей игрой они показали, что очень тяжелый рок, металл, может быть прозрачным, очень мелодичным и очень сложным - мелодичным, почти как у творцов “мармеладного неба”, и сложным, почти как у King Crimson. Я начал их разучивать на гитаре с 13 лет, позже заинтересовался всерьез, доставал книги, альбомы. Потом как-то я нашел книжку, где гитарист группы Metallica Кирк Хэммет давал мастер-классы, и упомянул о своем учителе, это был именно Joe Satriani... С него все и началось...
Все-таки изначально самое серьезное влияние на меня оказали Joe Satriani и Steve Vai, сейчас уже более яркое влияние оказывают Greg Howe, Richie Kotzen. Я переиграл всего Joe Satriani, поэтому все его ходы, все его клише, все его гармонии, мелодии, они как-то на меня воздействуют, поскольку мне сама музыка его нравится. Даже сейчас мне знатоки иногда говорят, что моя манера исполнения похожа на Сатриани. Конечно, надо от этого как-то уходить, чтобы делать что-то свое, искать свой стиль, свои ходы... Чтобы чувствовался именно твой почерк. Сейчас мне больше всего нравится стиль фьюжн, и хотелось бы развиваться именно в этом направлении.

- Тебе нравится играть джаз на гитаре?
- Джаз вообще мне нравится. Я играю Эрика Джонсона, его пьесу “Манхэттэн”, потом джазовую музыку мы очень много играли в училище, но там джаз такой ученический.
Мне нравится более современный джаз, в исполнении Джорджа Бенсона, например. У него и красивые мелодии, и понятная гармония, и импровизация, а то бывают достаточно такие хаотичные ходы, которые мне не очень понятны.
Хотя мне очень нравится играть ритмически сложные вещи, математические, когда весь ритм как бы подготавливает к основной мелодии, и она воспринимается несколько по-другому... в принципе, это фьюжн считается, и он мне нравится больше чем просто джаз.

- Ты много играешь в ресторанах, как ты оцениваешь такую “ресторанную школу”?
- Это ни в коем случае не школа. Например, подходят ко мне как-то и просят сыграть Высоцкого, но я его не слушаю, это не мое. Ну, хоть им и восхищаются, но я, наверное, вырос не в то время и не понимаю его. Если говорить о том, что это школа, то только в том смысле, что ты всегда готов сыграть любую вещь из самых разных жанров. В моем случае, если меня попросят сыграть чардаш, а он есть у меня в репертуаре, тогда, пожалуйста, или что-то джазовое... Я исполняю ту музыку, которая ближе мне. Если в ресторане играть, как на концерте, это одно, а если кругом все едят, и никто не смотрит, то это другое. Ты можешь ошибки делать и никак к ним не относиться. Это тоже минусы. Наверное, ресторанная музыка 70 - 80-х имела какой-то иной смысл...

- Ты предпочитаешь по жизни оставаться все-таки в рамках жанра или ты вне его...
- Я, наверное, еще сам до конца не определил, что мне нравится играть. И что это за стиль такой... Я бы с удовольствием написал что-то в испанском стиле. Но есть еще стиль рок, который, в принципе, очень разнообразен... Потому что если играть чистый рок в своем звучании, вроде бы, ничего нового, но хотелось бы изобрести иное, найти свою жилку...

- Как тебе в этом помогает педагогическая жилка? Кто к тебе приходит и зачем?
- На самом деле, когда ты занимаешься преподаванием, ты и сам растешь, и многие вещи тебе раскрываются с самых неожиданных сторон. Опять же, интересно с новыми людьми знакомиться, они все очень интересны каждый, сам по себе со своими вкусами, взглядами... Я уже преподаю около девяти лет. Наверное, года два назад как-то лучше обучались, чем сейчас. Лучше поддавались какой-то лепке... А сейчас, как правило, приходят прямо с дисками и говорят: “Я очень хочу научиться играть именно эту вещь”. Но ведь чтобы ее сыграть, нужно очень много пройти. Либо просто снять какой-то пассаж и тупо выучить его, а через несколько недель забыть. Либо все-таки изучить ряд гамм, ряд стандартных гитарных ходов и уже на основе этих знаний прийти к этому пассажу. И тогда, даже если этот пассаж уже надоест, знания можно применять и дальше, для создания своих собственных пьес. Но таких учеников почему-то сейчас меньшинство.

Ровшан Мамедкулиев: “Сольное выступление похоже на состояние влюбленности”.
Услышала я его случайно, в гостях у гитарного мастера Дмитрия Разумова...
Ровшан плюс гитара - это некая одержимость, это одновременно страсть и нежность к инструменту. Заниматься музыкой он начал с 11 лет: просто отправился в кружок бардовской песни за компанию с другом и... остался в мире музыки. Музыкальная школа, училище, а затем консерватория - вот основные вехи его обучения. От Баха через Шнитке, от Кусякова к Гальяно и Пьяццолле...
Его преподаватель - А. А. Петропавловский - говорит, что никогда не видел столь быстрого и уверенного профессионального роста ученика. “Такие ученики, - считает он, - бывают один раз в жизни”. Наверное, поэтому они уже три года работают с Ровшаном вместе в дуэте. Дуэтом приходят и на интервью...

- Ровшан, почему вы выбрали этот инструмент?
Ровшан Мамедкулиев: - Я думаю, так сложилась судьба, что она подвела меня к гитаре, и я нашел в ней много каких-то нераскрытых граней, которые, как мне кажется, я мог бы открыть. Именно в гитаре. Как у меня получилось... сначала полгода в кружке бардовской песни и полжизни в классической гитаре. Меня увлекла именно исполнительская культура классической гитары, которую для меня раскрыл мой педагог Алексей Петропавловский. Кроме того, гитара - это самодостаточный инструмент, она в одиночку вполне может передать всю гамму чувств и переживаний.

- А какая музыка тебя вообще интересует?
Р.М.: - Для каждого определенного времени своя музыка. Поначалу меня вдохновляли музыканты-импровизаторы, именно своей свободой исполнения... ударными ритмами... Потом меня увело больше в сторону именно академической музыки, я нашел в ней большую глубину, больше разносторонности. Сейчас я больше слушаю пианистов, Рихтера, к примеру... какие-то оркестровые сочинения. Наверное, я сейчас больше играю сам, чем слушаю. Например, после общения с композитором Вила Лобос я поменял свой взгляд на классическую музыку, и на гитару в частности.

- И что же изменилось?
Р.М: - Там музыка не таких ярких мелодий, но есть много переживаний в наборе звуков, которые можно услышать. Что можно вложить в простой, на первый взгляд, набор звуков? Можно сыграть эту вещь, что никто толком ничего не поймет, а можно сыграть так... что это захватит и не отпустит до самого конца. Именно это ощущение меня натолкнуло на то, что композитор, создавая музыку, подразумевает яркое исполнительское начало.
А.П: - Нас как дуэт привлекает музыка искренняя, которая идет от сердца... не от головы, не от каких-то амбиций. Как ни странно, может быть, прозвучит, но мне очень нравится бардовская песня, не вся, конечно... но есть в ней блестящие профессионалы, например, Иващенко: он познает жизнь своим путем, чувствуется, что он просто этим живет. Если человек этим серьезно занимается, это для него жизненная творческая лаборатория. Он ищет, проверяет что-то, экспериментирует. Он не идет проторенным путем...
Подготовила Юлия Кубарева

P.S. 16 ноября в Нижегородском музыкальном колледже им. Балакирева состоится концерт из цикла “Мир гитарной классики”. Исполнители: лауреаты международных и всероссийских конкурсов Дмитрий Загуменников (гитара, Москва), Ровшан Мамедкулиев, Алексей Петропавловский (гитарный дуэт, Н. Новгород).