Барочные радости

mayer christoph 3 060 RR 93%.jpg

21 сентября в 18.30 в концертном зале Консерватории немецкий дирижер Кристоф Майер совместно с Камерным оркестром Солисты Нижнего Новгорода представит публике уникальную программу Английское барокко. Перед концертом, несмотря на занятость, знаменитый дирижер, уже  бывавший в Нижнем, ответил на несколько вопросов нашему журналу.

- Кристоф, в этот раз вы снова удивите нас музыкальными редкостями: в программе концерта - английская музыка XVI-XVII вв. Чем она вас привлекает?
 - Мы уже представили нижегородским слушателям немецкую и итальянскую музыку эпохи барокко. Логичный шаг - представить Англию, еще одну из важнейших стран эпохи барокко и классицизма. Пригласив к себе на остров Генделя от барокко и Гайдна от классицизма, англичане заполучили самых значимых композиторов своего времени. Гайдн дважды гостил в Лондоне, примерно по году каждый раз, а Гендель прожил там почти 40 лет. Творчество наиболее известных английских композиторов того времени Джона Дауленда и Генри Пёрселла неразрывно связано с творчеством Генделя...

- А можно ли сравнить старинную музыку с современной?

- Вплоть до конца XIX века публика слушала почти исключительно музыку своего времени, то есть “современную”. Вследствие культурных, социальных и, конечно же, политических перипетий новейшего времени связь с соответствующей “современной” музыкой была утеряна. И, не вдаваясь в детали, скажу так: большинство людей (и я в их числе) считают, например, усадьбы на Верхневолжской набережной красивее, чем основную массу построек последних 50 лет… Многие из выдающихся композиторов старого времени сейчас несправедливо забыты. Например, один из редко исполняемых средневековых композиторов – миннезингер Освальд фон Волькенштайн, уроженец местности, ныне называемой Южный Тироль. Его сочные и изысканные каламбуры на немецком языке расцвета средневековья вряд ли будут понятны в наше время...

 - Оркестр “Солисты Нижнего Новгорода” играет на инструментах более поздней романтической эпохи. Как по-вашему, отражается ли это на старинной музыке? Нет ли здесь какого-то парадокса?
 - Конечно, это противоречие есть, но мне оно не мешает. Интерпретация барочной и классической музыки – в первую очередь вопрос понимания принципов композиции и исполнительского стиля той эпохи. Если всё это учтено, то соответствующие инструменты только добавят исполнению недостающие 20% звучания.

- В прошлом сезоне в Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера Вашего оперного пастиччо “Ученик Генделя, или Власть музыки”, которая произвела сильное впечатление на публику. Откуда возникла идея оперы?
 - Я хотел для нынешней публики, особенно для молодёжи или для людей, не очень знакомых с барочным музыкальным театром, создать произведение, которое бы вкратце представляло всё то, что составляет суть барочной оперы: изобразить в музыке максимально разнообразные чувства, удивить, развлечь и воспитать. Как правило, барочная опера – а Гендель является главным представителем этого жанра – длится до четырех часов, в ней множество действующих лиц и весьма запутанное либретто, потому что содержит много сюжетных линий одновременно. Но всё это было необходимо для того, чтобы, упрощённо выражаясь, показать в рамках одной оперы как можно больше аффектов (музыкально выраженных чрезвычайных чувств): ярость, ревность, благородство, гордость, скорбь, неуверенность, отчаяние и многое другое.
Я хотел всё это уложить в 70 минут и исполнить очень небольшим для опер Генделя составом оркестра и певцов, предназначенным для небольшой сцены. Для этого я позволил себе сделать то, что и сам Гендель иногда делал, а именно, соединить новое либретто с уже существующими ариями из совершенно разных опер и составить таким образом новое произведение. Результат такого составления называется оперное пастиччо, от итальянского “pasticcio” - паштет: смешиваешь различные ингредиенты – и паштет готов.

- Что вы думаете о том, чтобы включить эту оперу в репертуар одного из местных театров – например, камерного музыкального?
 - Я был бы очень рад, если бы было возможно осуществить такую постановку. Конечно, есть требование, чтобы оркестр был соответствующим образом подготовлен, и в Нижнем Новгороде речь может быть только о “Солистах Нижнего Новгорода”, потому что они уже несколько лет изучают адекватную манеру исполнения и всё больше в ней преуспевают. Я вполне открыт для такого проекта, хотя  знаю, что главной задачей, в конечном счёте, всегда является решение финансовых вопросов. Я сам до сих пор не получаю гонорара и не уверен, как долго ещё смогу так работать. Со следующего года мы планируем расширение проекта. В связи с этим необходимо найти в городе несколько любящих музыку смелых меценатов, которые бы выделяли средства на проект. Речь идёт, по крайней мере, о 500 000 рублей в год. Есть в Нижнем Новгороде такие люди?

 - Кристоф, вы уже не первый раз выступаете в России. А чему вы сами учитесь здесь или что открываете для себя?
 - Здесь я открыл свою любовь к России. Люди, с которыми мне довелось здесь познакомиться, их воодушевление, их любознательность и сердечная теплота побудили меня к тому, чтобы каждый раз преодолевать все преграды ради возможности приехать сюда снова.

Стася Иванова, журнал Досуг в Нижнем
Перевёл Петр Иванов