Студенческий театр, как первая любовь...

afisha_NNGU.jpg
afisha_NNGU.jpgafisha_NNGU.jpg

15 лет – не ребёнок, но ещё не взрослый, вечно молодой театр ННГУ празднует в ноябре свой День рождения! Руководят им бессменно Игорь Авров и Ирина Страхова – актёры ТЮЗа, родители растущего юбиляра. Как это было, подробно и с грустинкой, в интервью с локомотивом студенческого театра и Дон Кихотом – Игорем Авровым!

Что подтолкнуло к созданию студенческого театра в ННГУ?

Мы работали с Ириной в ТЮЗе только два года, и нам поступило предложение от председателя профкома студентов Университета Андрея Куликова (в то время большого поклонника нашего театра) попробовать организовать драматический театр. Почему выбор пал на нас? Наверное, потому что мы были молоды, энергичны, честны в профессии, огонь в глазах присутствовал, хотелось ещё как-то переделать этот мир - и театральный в том числе. И Андрею, видимо, показалось, что всего этого должно хватить для организации такого нелёгкого дела. Ему хотелось, чтобы в ННГУ было то, чего ни у кого в других ВУЗах города нет. В 1997г. в Нижнем не было ни одного студенческого театра. И мы включились.

Какие были сложности?

На начальном этапе основная сложность была в людях. В КВНе, как и сегодня, все хотели заниматься, а вот в театре, не больно и хотелось. В первый год пришли в основном историки и филологи. Но они пытались больше говорить о театре, чем что-то делать. Коллектива, чем и должен быть на самом деле театр, не было. Мы сделали два отрывка по Островскому, показали их на отчётном концерте всех коллективов в Университете и посчитали, что всё на этом и закончится. Но Куликову и это понравилось. Он посоветовал нам с Ириной не отчаиваться, и продолжать строить свою команду. Мы, в свою очередь, предложили ему сделать объявление о новом наборе в коллектив, сами разыскали троих студентов из тех, кто нам понравился в прошлом году. И вот, 25 ноября 1997 года пришли те 12 человек, которые и стали первым составом театра. Хотя, тогда мы ещё так не назывались - мы были театральной студией.

Вторая сложность - мы сами. В театре первые шаги делали, а тут ещё надо кого-то обучать. И не просто обучать, но и давать результат в виде готового спектакля.

Третья - это условия, в которых приходилось работать. «Света» в Университете не было. Все концерты, КВНы проходили при включенных светильниках в зрительном зале, чтобы хоть что-то разглядеть на сцене. А тут - целый спектакль. Но получилось то, что всегда хотелось, и хочется до сих пор: пришли ребята, которым был интересен театр, как таковой. И на этой любви к нему, у нас и стал рождаться КОЛЛЕКТИВ. Первый спектакль ("Чужой ребёнок") делали на фоне декораций и в костюмах, которые арендовали у ТЮЗа. После его успеха  мы заслужили доверие в Университете - нам стали давать деньги на приобретение необходимого. И самое главное, пришло доверие со стороны ребят. Тогда-то мы и решили назваться театром. Кстати, с некоторыми нашими первыми студийцами мы так сильно сдружились, что нас и по сей день связывают тёплые отношения. Они приходят к нам в ТЮЗ на спектакли, отдыхаем вместе, если получается. Первая любовь - это страшная сила, она не ржавеет!

Есть у театра титулы, грамоты?

Громких наград не было. Хотя во многих конкурсах участвовали и неоднократно становились лауреатами. Например, в 2001 году мы были на Первом Всероссийском фестивале студенческих театров со спектаклем "Рыжая пьеса", где получили немало добрых отзывов. И там увидели, какие вложения в студенческий театр вкладываются в Тюмени, Ханты-Мансийске, Новосибирске, Екатеринбурге. Мы им искренне позавидовали.

Но у вас регулярно премьеры?!

Лучше бы не каждый год выпускать спектакли. Хочется больше заниматься актёрским мастерством, тем более что за 18 лет работы в театре приобрёл солидный опыт. А уж знакомство с такими корифеями режиссуры, как В.В. Кокорин и В.А. Золотарь, мне дали новый стимул к работе в педагогике. Но ведь надо отчитываться за то, что делаешь. А наш отчёт - это спектакли. Хотя, когда покидают коллектив сразу 5-6 студентов нам, конечно, делают скидки. Да и творческий процесс - всё-таки не завод, и это понимают в Университете. Кстати, наш "первенец" - Илья Копытов, посмотрев Хармса и "Жару", сказал: "Нынешнему поколению театра повезло больше, чем нам. Игорь и Ирина - уже сами заматерели, и это видно по качеству постановок". Мы всегда говорили и говорим студентам, что мы - не режиссёры. Мы - актёры, которые помогают вам в овладении нашей профессии. Режиссёр - это другая планета. Эту простую истину я понял только после общения и работы с Кокориным и Золотарём, которые, кстати, видели моих ребят в деле. Золотарь приходил на «Хармса», разбирал наш спектакль по косточкам, забывая иногда о том, что мы - не режиссёры. Кокорин, проводя свои тренинги, разрешил заниматься с нами и моим студентам. После этого он нам сделал пару комплиментов за ребят.

Как Вы отбираете пьесы?

Материал для работы выбирается по принципам: "в чём бы я сам, как актёр, хотел бы поучаствовать" и "цепляет или не цепляет меня тема пьесы". К примеру, "Дурочка" возникла, потому что хотелось подправить и изменить то, в чём мы сами когда-то играли. А "Забыть Герострата", во многом, потому что самому хотелось сыграть роль Герострата. Каждый случай по-своему.

Часто говорят, что современные драматурги не пишут ничего хорошего. А классику ставят с уклоном в постмодернизм. Что интересно играть Вашим студентам?

Я сам, как актёр, хочу играть классику в классическом стиле. Только с сегодняшним темпо-ритмом и эмоциями, но в классических декорациях и костюмах. Хотели было с ребятами прикоснуться к Антону Палычу ("Три сестры"), но финансово не потянули. Университет - это не только студенческий театр. А современные драматурги - есть. В частности, Наталья Мошина, "Жару" которой мы поставили в мае этого года, и покажем 26 ноября на праздновании 15-тилетия.

Был ли прецедент, когда Ваши ученики меняли ННГУ на театральное образование?

Лёша Логачёв, позанимавшись с нами три года, и полюбив сам институт театра, бросил на 4 курсе Университет, поступил на режиссёрский курс к Е.А. Каменьковичу. Закончив его, поставил как режиссёр в ТЮЗе сказку "Как-то раз в волшебном царстве", где мы с Ирой уже были актёрами в его спектакле. Серёга Даданов, закончив Университет, поступил в СПГАТИК (бывший ЛГИТМИК), и стал актёром. Сейчас работает в Норильске. Нынешний студент, Вова Карпук, уже выходит в двух спектаклях театра "Комедiя". Алексей Калошин сейчас работает в PR-отделе театра "Комедiя", но в свободное от театра время занимается пантомимой. Дима Сахно - известный в Нижнем шоумен, ведущий "Камеди клаб. Горький стайл".

Изменилась ли молодёжь за 15 лет?

Конечно. Даже в том, что сейчас для них театр - это ещё один способ заявить о своей успешности. Нынешние студенты, как мне кажется, не дорожат таким понятием, как коллектив. А театр - прежде всего, дело коллективное. Они заряжены на результат, а не на процесс. Могут весь год фигнёй заниматься, но когда увидят, что до премьеры две недели, собираются и выдают результат. Предыдущим больше нравилось копаться в материале, спорить с нами, иногда и с криками друг на друга. Может быть, поэтому мы с нашими «первыми» и «вторыми» до сих пор дружим? Или всё проще: для нынешних студентов мы уже Игорь Николаевич и Ирина Владимировна - они по возрасту нам в дети годятся, а это уже конфликт "отцов и детей". Раньше театр был своего рода защитой от той лавины, которая наваливалась на тебя. Я же помню, как после первого дефолта (1998г), мы все, как кутята, прижимались друг к другу. Старались как можно чаще встречаться. А если нам не удавалось (чаще из-за своей занятости в театре), то ребята встречались самостоятельно. Нынешние, всё-таки уже не те. Они яркие сами по себе, талантливые, но уже много чего знающие, повидавшие всякое на своём пути. Как мне кажется, в этом и скрывается главное отличие от предыдущих студийцев. Те - ничего не знали, и им интересно было всё знать, нынешние - знают всё, и это касается не только театра.

Что даёт непрофессиональный театр? Чем привлекает?

Сейчас в фаворе не театр, а КВН. Не исследование человеческой души, а развлекуха. И от этого грустно. Нынешние студенты со мной неохотно делятся своими мыслями, хотя, с тремя-четырьмя были разговоры на эту тему. Но, как говорят мои старейшины: занятия в театре на них сильно повлияли в общении с другими людьми, и в овладении тех профессий, чем они сейчас занимаются, даже внутренней свободе какой-то помогло. Они приходили скованные, зажатенькие. А по выходу, уже более уверенные в себе люди, так мне кажется. Хотя я не думаю, что только театр этому способствовал. Вся жизнь меняется с сумасшедшей скоростью и они вместе с ней. Сейчас всё труднее становится собрать детей. Они же, помимо активной жизни в Университете, ещё и деньгу на стороне зарабатывают...

Как быть тому, кто очень хочет у Вас играть, но сомневается в себе?

Если у ребят есть хоть какой-то намёк на способность в актёрском мастерстве, и у них есть желание (самое главное!), то вместе нам по пути.

Порекомендуете ли нынешним студентам идти в артисты?

Сейчас я отговариваю всех поступать, говорю, чтобы они сначала закончили Университет. А уж после этого, пусть решают сами. Работа в театре - дело не благодарное.

Тем не менее, конкурс в наше театральное училище высок.

На мой взгляд, поток претендентов уменьшается. Когда мы поступали, было 36 человек на место. В этом году было подано всего 160 заявлений.

Вам не предлагали преподавать в НТУ, вести курс?

Нет, никогда. Да я бы и не пошёл. Это слишком большая ответственность и особая профессия, которой надо отдельно заниматься.

Куда  собираетесь съездить, показаться?

Да никто не зовёт, а мы не напрашиваемся. Но съездить со спектаклями за пределы Нижнего, очень хочется.

Что готовите ставить?

Взяли для постановки пьесу В.Ливанова "20.30 или Пьеса про коров". Если всё хорошо сложится, в конце учебного года покажем. Хотя и будет трудно, потому что с марта будем усиленно готовиться к Российской Студенческой весне, которая пройдёт в Ульяновске. Везём «Хармса». Вот и посмотрим, чего мы стоим сегодня?!

Вы были капитаном команды ТЮЗа в межтеатральных футбольных играх. Играете в этом году?

Команда ТЮЗа по футболу дважды становилась чемпионом турнира и один раз серебряным призёром. К сожалению, полноценной команды ТЮЗа сейчас просто нет. Ни в футбольной численности и состоянии здоровья, ни в творческой сплочённости. Поэтому организаторы соревнования разрешили допустить к участию моих студентов. Буду играющим тренером! ННГУ им. Лобачевского - это тоже родной для меня дом, и кто знает: он или ТЮЗ сейчас мне роднее?..

Как будете праздновать юбилей?

26 ноября в актовом зале ННГУ планируем в один вечер показать два наших последних спектакля: "Жара" и "В компании с Хармсом". Собираюсь собрать всех, кто когда-то ходил к нам - кто в пределах видимости, конечно. После этого, хотим посидеть в семейной обстановке в университетском комбинате питания. Повспоминать, пообщаться, погулять! Приходите!

Справка

Игорь Авров - актёр Нижегородского ТЮЗа с 1994 года. Сыграл в более 30 спектаклях. Уже 12 лет является постоянным членом жюри межфакультетского фестиваля Университета «Осенние дебюты» и «Студенческая весна».

Театр ННГУ дипломант Первого Всероссийского фестиваля студенческих театров в Екатеринбурге (2001) - специальный приз жюри за спектакль "Рыжая пьеса". Лауреат всероссийского фестиваля параллельных театров, который проходил в Нижнем Новгороде ("Тень", 2005). Участник фестиваль "Альтер-Арт" в разные годы со спектаклями «Крыша», «Тень», «Молодые люди» (2005) и «Забыть Герострата» (2006). Многократный лауреат областного фестиваля "Студенческая весна".

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Комментарии пользователей

Изображение пользователя Fortant.

Все, выхожу 15 ноября замуж. Поздравьте меня! Заходить теперь к вам редко буду.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".