По-новому о школьной программе!
Цикл лекций Евгения Прощина, посвященных научной интерпретации хрестоматийных текстов русской классики.
НАЧАЛО ЛЕКЦИЙ: 19:00
БИЛЕТЫ: 100 руб., льготный - 70 руб.
АБОНЕМЕНТ: 500 руб., льготный – 300 руб.
ПРОГРАММА ЦИКЛА
- 26 сентября «А была ли энциклопедия русской жизни?»
Известнейшее железобетонное положение Белинского на многие столетия превратило одно из лучших произведений, находящихся в русле развития романтизма, в незыблемый идеологический артефакт, из-за чего была потеряна сама художественная сторона произведения, на которое смотрели как угодно, но только не с позиций самого времени. Меж тем сама авторская позиция, отчетливо выраженная в тексте произведения и обозначенная Пушкиным словом «противоречия», мешает назвать «Евгения Онегина» энциклопедией, где факты должны быть изложены непротиворечиво и с претензией на как можно более однозначное толкование. Именно поэтому конструктивный принцип пушкинского произведения может быть обозначен весьма разным способом, но никак не при помощи «энциклопедического» костыля.
- 10 октября «Автор нашего времени».
Роман как собрание повестей - классическая трактовка жанрового своеобразия «Героя нашего времени». Но нам хотелось бы показать, что данное произведение находится лишь на пути к Герою, и что если это и роман, то роман о его Авторе. Называя роман Лермонтова романом, мы делаем это aposteriori, зная, что было написано во всем остальном XIX века и неизбежно проецируя генеральные особенности крупной эпической формы на тот причудливый гибрид, что вырастает из прозаических романтических произведений как попытка преодоления лироэпической соотнесенности Автора и Героя. Но этого еще мало, чтобы назвать текст Лермонтова романом, как называем мы подобным термином создания Толстого или Достоевского.
- 24 октября «Куда ж несешься ты»?
Принято считать, что понимание первого тома «Мертвых душ» связано с замыслом о трилогии. Меж тем внимательно, а не как обычно, читая поэму Гоголя, мы вдруг понимаем, что образ той же России коренным образом отличен от того, что до сих пор говорят о нем в школе. Если мы задумаемся над вопросом, насколько уместно поверять по-настоящему написанные Гоголем произведения его утопической логикой мышления, то поймем, что гениальная неудача писателя, так и не написавшего три тома, абсолютно обоснована эстетической законченностью того, что дошло до нас как поэма «Мертвые души».
- 14 ноября «О тварях и сверхчеловеках».
Пример Достоевского - один из самых любопытных в контексте изучения того, как религиозность автора не до конца уживается с тем, что он пишет как писатель. Выводя вроде бы четкую логику морали в своем романе «Преступление и наказание», он тем не менее падает жертвой внешней по отношению к тексту цепочки моральных рассуждений, что доказывает и сам текст произведения. «Преступление и наказание» - важнейший шаг на пути формирования особой романной формы в творчестве Достоевского, но этот шаг трудно считать образцово показательным. Ломая, а в эпилоге произведения и сводя на нет обозначенную в первых главах проблематику текста, писатель тем самым демонстрирует, насколько хрупка творческая цель в ее столкновении с внешнеэстетическими факторами, что могут основательно скорректировать художественные выводы, даже вопреки намерениям самого писателя.
- 28 ноября «Лев Толстой и взятие Трои».
Всем хорошо известно, что «Война и мир» - роман-эпопея, тем более с уклоном в историю. Меж тем это причудливое определение является одним из самых нелепых за всю историю русского литературоведения. Роман – слово европейское, о европейском обществе и его ментальности заявляющее. Эпопея –нечто предстоящее Европе и европейским народам в нашем понимании, максимум подсознание нации, но не как ее актуальный смысл. Соединяя оба термина вместе, создавая причудливый кентаврический гибрид, мы пытаемся понять, что же написано Толстым не о войне 1812 года, хотя он вроде бы писал именно о ней. Таким образом, О жанре и его свойствах и пойдет речь на данной встрече.
- 12 декабря «Стук топора по лопнувшей струне».
Именно такое бессмысленное словосочетание приходит на ум, когда сталкиваешься с пониманием драматургии Чехова в духе пьес Островского с конфликтами поколений, нравственной проблематикой и всеми другими необходимыми атрибутами критического реализма. а вот что такое конфликт и проблематика в пьесах Чехова нужно еще выяснить, чем мы и займемся.
СПРАВКА
Лектор и автор цикла - кандидат филологических наук, доцент кафедры Русской литературы 19 века ННГУ им. Лобачевского, поэт и культуртрегер Евгений Прощин.
Последние отзывы о событиях
Проект «Культурный код»
Взяла себе тоже-пригодится
Футбол во весь экран
Как ни гони грустные размышления, а они обязательно тебя догонят. Я снова размышляла о том, что в моей судьбе маловато разнообразия, ярких красок, перемен к лучшему. ...
Проект «Культурный код»
Давно искала эту информацию, спасибо.
Проект «Культурный код»
Здравствуй! Спасибо за подаренные хорошие эмоции
шоу Братьев Сафроновых
Как ни отгоняй грустные размышления, только они всё равно тебя догонят. Я опять раздумывала о том, что в моей жизни не достаёт разнообразия, сочных красок, перемен. ...