Нирваной по рваным ранам

8.jpg

Дебютант прошедшего “Кинотавра” картина “Нирвана” из разряда тех фильмов, о которых не бывает единого мнения. “Нирвана” - первый опыт в жанре игрового кино режиссера-документалиста Игоря Волошина.

Сюжет картины до банального прост: москвичка Алиса (Ольга Сутулова) в поисках другой жизни переезжает в Петербург. В квартире (готичном полусквоте с потрескавшейся лепниной), где селится Алиса, живут наркоманы Вэл (Мария Шалаева) и Валера Мертвый (Артур Смольянинов). Отношения Алисы с ними строятся по двум диаметрально противоположным линиям: от жалости до отвращения к Мертвому, и от отвращения до жалости к Вэл.

“Нирвана” - фильм о современных ежах в тумане, о тех, выражаясь словами героини Марии Шалаевой, у кого однажды исчезло все и ничего не пришло взамен. Жанр “Нирваны” обозначен как социальная драма, но с этим можно поспорить. Стандартный социальный ряд: наркомания, молодежь, повязанная ей, клабберы, наркодилеры, грязный полупустой промозглый город - это все условности. Во многом сюжет “Нирваны” теряется за художественным исполнением, и быть может, это и к лучшему. Достаточно банальный сюжет, пропитанный бытовой философией, с лихвой восполняется многообразием картинки. Визуальное решение “Нирваны” - это полная эклектика неоготики, эпохи модерна, накладных перьевых ресниц, латекса, отголосков, пережитков венецианских карнавалов. Да и частое упоминание Москвы и Петербурга - это тоже лишь две условности, это лишь то, что было и что есть, что есть и что будет, некий пункт А и пункт Б. “Нирвана” - киберпанк (как говорят создатели, и к чему аппелирует название фильма), но лишь в том, что герои фильма - маргиналы, отверженные одиночки, живущие за гранью в безысходном будущем. Здесь нет ни роботов, ни технических нововведений, но есть то эфемерное пространство, тот вакуум, столь присущий киберпанку. Петербург здесь - это город-призрак, город пустых трамваев, город-туман тех самых ежиков, блуждающих в Петербурге-тумане.

Если выбирать между смотреть/не смотреть (нужное подчеркнуть), стоит выбрать все же “смотреть”, хотя бы просто потому, чтобы составить собственное впечатление об этой картине. Безусловно, искушенному арт-хаусом зрителю и любителям “другого” кино есть к чему придраться (взять хотя бы сцену, где покинутая Вэл-Шалаева мажется-режется губной помадой - чертовски ассоциируется с “Диких сердцем” Линча). Смотреть стоит и для того, чтобы оценить непосредственную работу Надежды Васильевой (костюмы), Анны Эсмонт (грим), Павла Пархоменко (художник), или заценить Олега Гаркушу в эпизодической роли. Рекомендуется: любителям цвета “аквамарин” (картина преисполнена им - и шиньон Смольянинова, и ногти актеров, и пронзительно-синий плащ Вэл), ценителям перфомансов в стиле Бартеньева (мотоциклетные шлемы точно придутся по вкусу), ярым поклонникам Sonic Youth и  Joy Division (так как в саундтреке они-таки проскальзывают).

Ольга Волкова, журнал "Досуг в Нижнем"