Рассказать тебе сказку, дружок?

Еще совсем недавно неизвестный в России ирландский драматург Мартин Мак Донах вдруг стал любимцем для постановщиков и актеров. А вот станет ли он любимцем публики – решит только время, ведь с премьеры у спектакля жизнь только начинается. Недавно в театре «Зоопарк» прошла премьера спектакля «Человек-подушка», и почти все, принимавшие участие в постановке, признались, что спектакль сложный для восприятия.

Хотя, казалось бы, что тут сложного – тема стопроцентной ответственности автора за то, какое сообщение он посылает в  этот мир, сыграна, отыграна, переиграна и даже  всеми уже давным-давно понята. Но автор раскрывает ее очень по-европейски – смесью психопатии, ужастика, черной комедии в стиле Тарантино, и добавляет для эстетов немного философии с проблесками драмы и фантастики. Именно фантастический человек, состоящий из подушечек, приходит к маленьким детям и предлагает сразу избавиться и от жизни, и от страданий. Умные дети сразу принимают выгодное предложение Человека-Подушки. Глупые – хотят помучиться. Вот костяк, на который «наматываются» еще  восемь-девять  кровавых и не очень страшилок и обыгрываются в постмодернисткой манере.

Сказки рассказывает писатель Кантурян Кантурян, которого два следователя, по традиции, добрый и злой, «раскалывают» на предмет убийства детей, повторяющих сюжеты его рассказов. А в соседней камере находится слабоумный брат Кантуряна, которому он читал эти сказки. Допрос ведется с «пристрастием», и, хотя мизансценически ничего особо яркого не происходит, актеру Валентину Ометову удается предъявить и яркую игру и харизму, которая  наконец-то проявилась именно в этой роли. Истерия, напор, невроз, полное собрание нервных тиков – ничего себе наборчик, после «академических» «положительно-никаких» полугероев без предыстории. Эта работа не оставила зрителей равнодушными.

Сценам  с родителями тоже явно повезло. Все здесь сложилось – и удачное режиссерское решение Ирины Зубжицкой, поместившей актеров в танцевальный режим, и удачные цветовые и стилистические решения художника Марины Печекладовой, «передеодевающей» папу и маму то в «красно-белое танго» в перьях и бабочках, то в  «льющиеся» кимоно. Слегка эклектично, но зато  «чернушность» сюжета это  сглаживало. Так же, как игра Татьяны Ягуновой, которая чрезвычайно органична и по-женски тонка  во всех сценах, которые явно непросты, - особенно эпизоды  измывательства над девочкой, возомнившей себя реинкарнацией Христа. То, что роль несчастной малышки отдана кукле, – тоже вполне удачный ход, сглаживающий мрачность картины.

Ну, а вне конкуренции, если уместен такой оборот, Сергей Блохин в роли брата-дебила, который и совершил все преступления, описанные в сказках. Филигранная работа, что и говорить.  Эмоциональная палитра - от отчаянного восторга до восторженного отчаянья и все мельчайшие остановки между ними.

Если говорить о спектакле вообще, то, может быть, не хватило неожиданных решений и контрастов. Первый акт временами напоминал что-то среднее между читкой по ролям «с выражением» и радиотеатром. Но… С премьеры жизнь спектакля только начинается, и судьба его во многом зависит от зрителя. А билеты, кстати, на ближайший спектакль, все проданы.

Ведущая рубрики Елена Минская