Лепка и обояние ручного труда Алексея Максимова

keramika0P5160282.preview.jpg
keramika0P5160282.preview.jpgkeramika0P5160282.preview.jpgkeramika0P5160282.preview.jpgkeramika0P5160282.preview.jpgkeramika0P5160282.preview.jpg

Хроноп Алексей Максимов ("Нюх") один из главных героев автобиографического романа Вадима Демидова "Сержант Пеппер" - сегодня исследователь форм и техник керамики, бесконечные возможности их ритма и динамики, самодостаточность и соединение в различные комбинации...

Подготовила журналист журнала «Досуг в Нижнем» Юлия КУБАРЕВА
«Досуг в Нижнем» № 12, 2011 г.


- Алексей, все же вы больше тяготеете к ручной лепке, с чем это связано?

- В лепке больше степеней свободы - можно делать какую угодно форму, поиграть с ней. Но это не значит, что я не работаю на гончарном круге, это остается частью моего творчества... просто последние семь лет больше занимаюсь лепкой. Возможно, еще вернусь к гончарке, когда появится желание.

- Почему ваши игрушки, слоны и быки получаются слегка экстравагантные... нескладные какие-то... иногда геометричные? Хулиганите с образами?

- А мне вот наоборот кажется, что они складные и гармоничные. Я так чувствую...

- А как вы задумываете вашу работу?


- Она появляется сама собой из головы. Хочется передать что-то свое, непохожее ни на что. Поскольку, если на что-то становится похоже, меня это прямо 'ломает'. Сюжеты и образы рождаются из всего: это и архитектура, и живопись, и отражение облака в луже, и деревья, и листья... может быть, даже кофейная гуща или неровное пятно на стене - все это потом складывается в одно целое.

- Сначала появляется замысел, а потом уже произведение?.. Или когда материал уже в руках - вдруг возникает какая-то идея...

- По-разному. Я могу очень много всего менять, продумать всё технологически. Но то, что возникло в голове быстро и резко, и что я зарисовал, может быть, неровно и торопливо, в итоге становится окончательным вариантом работы. Бывает, что леплю сразу из головы. Но в любом случае никогда не знаешь, каков будет окончательный вид твоей композиции.

- Кого Вы можете назвать своими "учителями", кто Вас вдохновил?

- Родственник жены занимался гончарным ремеслом: кувшины, плошки,
горшки... и я как-то втянулся. Костя Гордов и Андрей Карманов ездили в Большое Казариново... что недалеко от Болдино, научились там делать черно-лощеную керамику, можно сказать, вернули кжизни... и потом мне показали, как это делается.
"А дальше давай сам"... Гончарное дело - только малая часть от всей керамики, и все остальное я уже постигал самостоятельно.
Потом занимался обварной и молочением (тонированиемолоком). Внастоящее время, кроме этих старинных техник, работаю с глазурями, ангобами и многим другим.

- Какие качества характера формируются благодаря этому мастерству?

- Глина побуждает человека к творчеству. Именно ее пластика, цвет после обжига... В этом ремесле столько нюансов! Су шествует много всяких гл ин, и у каждой свой оттенок после обжига. Как растекутся глазури, как они лягут, как они смешаются в процессе, все это элемент случайности. Каждый раз, вынимая изделие из печки, мастер-керамист всегда удивляется, что получается что-то независящее от него самого. Всякий раз ждешь от обжига чего-то нового. Природа оставляет свой неповторимый след в виде подтеков и тончайших оттенков краски и в виде уникальной фактуры поверхности. Отсюда тоже вырастает творчество.

- Вы уже лет пять преподаете керамику в ННГАСУ... как закладывается первый камешек в душу ученика?

- Ко мне приходят студенты, у которых есть уже свой взгляд и вкус, свое мнение.
Поэтому я только стараюсь, может быть, его где-то подкорректировать в том направлении, которое мне ближе... Но никакого насилия, только говорю, как бы это сделал я. Но если человек настаивает на своем видении, стараюсь не мешать.

- Что самое сложное и самое интересное в работе керамиста?


- Самое сложное... У него две ипостаси. Это технические сложности: добыть нужную глину, нужны хорошие печи. Сложное в глобальном см ысле... оно же и самое интересное - это придумать что-то свое, это и является творчеством в чистом виде...


Многоликий театр глиняных образов, в том числе работы Алексея вы сможете лицезреть до 22 мая в залах Выставочного комплекса в рамках проекта "Вне времени" - Нижегородская керамика. История и современность.