Поющий инквизитор

dosug21-1.jpg
Слово "сенсация" от частого употребления в последнее время как-то потускнело. Им у нас именуют теперь все, что угодно: и жару, и холод, и светскую вечеринку, и развод или свадьбу звезд. И, видимо, по традиции, спектакль театра Комедiя "Леонардо" окрестили "театральной сенсацией осени".

То, что в Нижнем Новгороде поставили мюзикл - это, конечно, не сенсация. Но то, что -- это событие в театральном Нижнем масштабное - точно. Как минимум потому, что личность героя - грандиозна. Сам гений эпохи Возрождения маэстро Леонардо да Винчи, да еще и история создания не менее гениального полотна "Джоконда". Что и говорить - тема беспроигрышная. Тайны, загадки, недомолвки, дворцовые интриги, а еще и инквизиция с "ее карающим мечом" - вот Милан 14 века, где в доме знаменитого художника сначала  появляется новый ученик, а потом пропадают тетради с записями маэстро. А еще  безумная любовь Леонардо и прекрасной дамы, с которой великий итальянец пишет свою Мону Лизу, коварство, соперничество, страсти. Ну, и песни с танцами, как полагается. А под занавес - happy end и торжество справедливости. Вот такое нехитрое либретто превратилось в мюзикл-комикс в 2-х действиях. Именно так обозначил жанр постановщик спектакля Ким Брейтбург. И действительно, все соответствует обещаниям. Это и мюзикл - в проекте 25 песен в стиле "поп". И хотя они запоминаются не надолго, но звучат приятно и хорошее настроение зрителей обеспечивают с самого начала. И это, безусловно, комикс. Калейдоскоп ярких картинок  и сцен, а также сочные, выпуклые образы. Чего стоит только образ одного из учеников Леонардо в блестящем исполнении Игоря Михельсона. Так тонко, с юмором и без скабрезности сыграть нетрадиционную ориентацию может только крепкий профессионал. Кстати, это исторический факт - один из учеников маэстро действительно  был "нетрадиционалом". Зороастро в исполнении любимца публики Сергея Бородинова неизменно срывал аплодисменты, а музыкальный номер его "ВИА" получил и  вполне заслуженное "Браво". Вполне  органична Светлана Бердникова в роли Матурины. А Мона Лиза (Мария Елизарова) приятно удивила. Студентка консерватории продемонстрировала не только прекрасные вокальные данные, но и в актерском мастерстве ничуть не уступала  драматическим артистам. Чего не скажешь о Леонардо... Да, не будем о грустном. Лучше отметим массовку. Танцевальные номера действительно выразительные, и поставлены "крепенько", и артисты работают с хорошей отдачей, там где надо заводя публику, а там, где надо - отправляя на антракт. Вообще, атмосфера Италии эпохи Возрождения передана достаточно точно, и текстовые переклички с современностью вполне даже в тему и почти всегда звучат юморно. Только раз резануло отсутствием меры: когда герцогиня требует подать ей "Лексус, то есть карету". Повеяло каким-то доморощенным "типа юмором", но ненадолго, потому что массовка своим зажигательным танцем  срочно  скрасила досадную неловкость.

А вообще спектакль и сделан, и оформлен с большим вкусом. И декорации - огромные полотна да Винчи, и вертикальная конструкция, дающая много воздуха сцене, на которой одновременно в некоторые моменты находилось сорок человек, и красочные костюмы.
Может быть единственное, чего не хватает театральной публике - актерской импровизации, чем так славятся актеры этого театра. Но это уже издержки жанра. Мюзикл - структура жесткая, требует точного исполнения. Отсутствие импровизации в данном случае - это и есть показатель мастерства. По замыслу создателей, проект предназначен для очень широкой аудитории, и создавался как раз для того, чтобы театр имел возможность выйти за рамки исключительно театральной аудитории, которая тяготеет к импровизации и глубине. И судя по стабильным аншлагам, цель - достигнута. Театр полон, зрители довольны. А что еще нужно?

Ведущая рубрики Елена Минская