Господин оформитель снов: дизайнер Андрей Сафонов

дизайнер Андрей Сафонов
Изначально Андрей Сафонов – художник-самоучка, а сегодня член Союза дизайнеров, поступая в строительный институт, совершенно не знал техник построения портретов, уходил из аудитории последним, но все-таки в 2005 году успешно закончил его. Сейчас Андрей работает художником по проектированию интерьеров в дизайнерском бюро.
Он увлечён изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Ему близка именно сюрреалистическая эстетика, «как сон, вызванный полетом пчелы», в которой он нашел близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Рисует Андрей не от переизбытка амбиций, а от потребности в диалоге. Выставляется исключительно для общения с окружающим миром, с людьми, с самим собой... 

- Что же ты рисовал, самоучка...
- В основном занимался живописью, но как начал с абстракции и сюрреализма, так все и шло в этом направлении... Только теперь это раскрывается новыми гранями и философиями. Реализм мне никогда не был интересен, зачем передавать привычные формы? Для этого есть фотоаппарат. Мне было интересно копаться внутри каких-то своих мыслей, эмоций, чувств, граней характера, переживаний. Передавать настроение и его краски, если они есть. Рисовать я пробовал всем: ручкой и карандашом, акварелью, маслом, пастелью, пробовал на вкус разные текстуры, искал.

- Все эти выставочные проекты - твоя личная инициатива. Живопись и дизайн двигаются сейчас по твоей жизни рядом... но, как я понимаю, ты не собираешься на них зарабатывать. Тогда зачем?
- Мои живописные работы тем и отличаются, что сразу видно, что не для продажи... Просто самовыражение и общение. Я пытаюсь задеть какие-то чувства посетителей, поговорить с ними через картины, сопереживать вместе, если получится. Это моя первоначальная задача, а второе - личное самовыражение через это... До этого я выставлялся в Арт-кафе Буфет, АртБузе, потом была выставка в художественном училище. И вот сейчас это Дом архитектора. В прошлых выставках тоже было много абстракции и сюрреализма, но тематика была смешанная, и рыбы, целующиеся, и жар-птицы... там не было единого стержня, как в этот раз. В этом году в основе выставки тема «Люди».

- Но рыбы все равно никуда не делись... Даже есть, которые матерятся.
- Да, рыбы соседствуют... Рыбы как люди, это как образ. Они такие же холодные снаружи и теплые внутри. И даже в целующихся рыбах есть свой смысл, там в каждой работе я сам что-то ищу, и зритель тоже должен находить что-то свое... Более того, некоторые картины напишешь и только через месяц или через два начинаешь понимать, что на самом деле ты имел в виду.

- То есть бывает, что картины сами тебе рассказывают, что же дальше...
- Да. Бывает, следуешь за интуицией, то есть сначала не мозг включается, а какие-то внутренние ощущения.

- Моя самая запомнившаяся работа называется "Пусто"..
.
- Бывает такое в жизни настроение...

- Что такое искусство для тебя?
-Передача эмоций, настроений, чего-то возвышенного, явно имеющее отношение к внешнему миру, но все же что-то более глубокое каждого, идущее изнутри. Меньше корысти, меньше злости, все положительное, что может быть... Для меня искусство - это, можно сказать, как молитва, через которую можно очистить душу...

- Понятия современное искусство и современная культура, они едины или это далеко не так?!
- Искусство, работающее на идею, я не очень понимаю... У меня есть такая инсталляция: пара портретов завернуты в грубую бумагу и так и висят на стене. Не все сразу понимают, что это часть экспозиции, думают, что просто забыли снять. На самом деле, это просто портрет продажности. Картины, как колбаса.

- Да и временами культура, как колбаса... Где эта грань между искусством и стебом?
- В моих работах я это даже в себе поощряю, некая пощечина обществу, она необходима... Если просто гладить постоянно зрителя по голове и писать нечто положительное, показывая тем самым, как все хорошо, одухотворенно и возвышенно... так не бывает. Иногда нужно взболтать себя, встряхнуть и не плыть по течению.

- Что- то вроде того, как однажды выразилась одна хозяйка галереи, «нас не интересуют профессиональные художники, нам нужны новые технологии, урбания и секс».
- Профессиональный человек знает, что делает, и сознательно нарушает эти законы. При этом совершает именно грамотные ошибки. Тогда этот хлам можно назвать профессиональным. А если мысль не продумана, то гармония всего этого теряется и явно не на пользу той самой культуре...

- Судя по нескольким последним экспозициям - штрихкод - символ нашего времени. Какой глубинный смысл он несет в твоих работах?
- У меня есть ряд портретов, где часть изображения делится на две части, реальную и виртуальную. Просто превращается в другую плоскость реальности, мне показалось это достаточно интересным ходом. Родилась эта идея банально, когда компьютер завис, и картинка пошла вниз, смазываясь в штрихкод... очень жизненно, тем и зацепило. Реальная и нереальная действительность. Раз, и ты цветной штрихкод... Мне хотелось смешать в это именно реализм, а не поп-артовскую картинку в это превращать.

-А как же люди и цветные кубики и треугольники?
- Это как раз та мозаика, из серии «момент залипания на компьютере»... Если рассматривать с точки зрения философии, это моменты внутреннего залипания. Маяк и тетрис - закодированный код, момент секрета, дискомфорта и немного непонятности, выводящей из равновесия.

- Твоя личная топ-пятерка художников, на творчество которых ты ориентировался?
- Первым, без сомненья, был Сальвадор Дали... потом Кандинский, Малевич, Мондриан...

- Твои портреты от Малевича?
- Не только, мне нравилась его теория живописи, как он изначально ее продумывал...  Симпатичен протестный характер его творчества.

- Да ладно, его протест в виде черного квадрата, который появился задолго до него в оформлении комнат императорских дворцов Японии... еще в 12 веке.

- Можно всяко спорить, но он первый заявил о том, что он первый.


Подготовила Юлия КУБАРЕВА