Der ORT вне тусовки

художники
Созданное прозаиками и поэтами Объединение радикального творчества включает в себя не только литераторов, но и фотографов, и скульпторов, сотрудничает с художниками, музыкантами и кинематографистами. Der ORT с немецкого “место”, или площадка, которая в нашем случае объединила творческих людей, возвращающих литературу и искусство к их исконной роли, - средства связи между людьми. Для настоящего художника успешность - это фиаско. Художник - тот, кто способен принести радость своей улице: если ты не можешь этого сделать, какой же ты тогда художник, поэт, скульптор, фотограф? Объединение Радикального творчества - когда в обществе становится слишком много фальши и хочется чего-то по-настоящему личного... Например, такого, как “свободный микрофон” на чтениях “Вольная поэзия”, которые ORTовцы прoводят уже целый год.

ORTовцы Александр Бушуев и Эмилия Новрузова об опытах восприятия свободы.

- Ну говорите, кто является зачинщиками Der Ort?
 Бушуев А.:- У нас в городе было такое творческое объединение ХХ, или “Хаха”, как их обычно называли. Осип Бесс, Влад Яров и Илья Ильич Гут - делали художественные инсталляции и участвовали в выставках. Потом алхимическим путем к ним добавилось поэтическое крыло в виде меня. Днем рождения ORTа принято считать 24 мая 2010-го - тот день, когда в Ленинской библиотеке прошла презентация литературного сборника “Плохое время для героев” - первого совместного релиза прозаиков и поэтов Объединения. Первой же акцией ORT громко заявил о себе: в мероприятии приняли участие порядка 70 человек, половина презентационного тиража (порядка полусотни экземпляров) была раскуплена в тот же день. Сборник привлек внимание не только читателей, но и литературных критиков, оставивших противоречивые, но, в целом, положительные отзывы. И потом народ потянулся.

- Поэтично настроенный? Многие о вас знают именно по вольным чтениям.
Новрузова Э.:- Дело не столько в поэзии. Просто поэтические чтения, тем более уличные, организовать проще, чем литературные дискуссии, которые мы тоже проводили, или персональные выставки. Сейчас мы совмещаем в себе функции организаторов и творческих людей - даем другим людям площадку для продвижения. В самом скором времени устраиваем персональную выставку художника Олега Лалетина. Его работы выполнены в разных стилях: графика, живопись, коллажи. В его творчестве присутствуют рассуждения на тему смерти, сна и других пограничных состояний человека. Но не надо думать, что Лалетин пишет исключительно на тему политики.  Это потрясающий художник, который никогда не выставлялся в Нижнем Новгороде.Именно потому, что ORT занимается продвижением свободного искусства в массы, а также из-за личных симпатий к нам, Олег согласился дать первую в своей жизни авторскую выставку картин, собранных за весь творческий путь художника. Он так же как мы, является вне тусовки, поэтому мы решили помочь ему с организацией и привлечением публики. Точно так же, как в прошлом году на фестивале “Наука и искусство” в “Рекорде” мы провели “ORTографию”, в рамках которой несколько молодых ни разу не выставлявшихся фотографов, работы которых мы собственноручно, но коллективно и кропотливо отбирали, вышли “из тени”. Их увидели многие.

- Радикальное творчество - как его правильно понимать и оценивать?
Эмилия Новрузова: - Думаю, радикальность гнездится там, где пролегает граница между системой и людьми, которые выходят за пределы этой системы, неважно каким образом. Мы вне тусовки, создаем собственное независимое пространство, которое живет по своим законам и критериям. И мы их, так сказать, не регламентируем. Просто каждый член нашего объединения, по сути, является носителем уникальной модели восприятия мира. Плюс мы, видимо, оголтелые индивидуалисты в том, что касается организации творчества. И в отличие от тех людей, которые стремятся в мейнстрим или в “массовый” андеграунд, стремимся обустроить ещё и своё место для творчества. И не позволяем его форматировать.
Александр Бушуев: - Мы довольно отрицательно относимся к любым официальным объединениям, типа Союза писателей или художников, потому что они по факту делают всё, чтобы молодому автору при отсутствии денег или личных знакомств было очень тяжело пробиться к слушателю. Мы же предлагаем каждому, кто хотел бы себя проявить, - площадку. А ещё мы помогаем в организации персональных выставок, издании книг, сборников. Все безвозмездно - ну мы же, собственно, сами нищие, - и поэтому все делаем сами. И книжки, и чтения, и все остальное на свои финансы.

- Чистый хэнд мейд...
А. Бушуев: - Вот именно. Причём, если говорить о книгах, то это не просто листы на двух скрепках. А хорошо прошитые книжки - все с цветными обложками и иллюстрациями, аккуратно склеенные. Все сделано достаточно профессионально и своими руками.

- И можете помочь с публикацией  не только членам ORTa?
А. Бушуев: - Ну это же не замкнутое объединение, с постоянным количеством участников. Тем более что постоянно возникают творческие единомышленники. В нашей стране пишущих и рисующих талантливых единиц множество, только они не могут об этом сказать. Пишут в стол или рисуют туда же... А мы предлагаем им свободный микрофон во всех смыслах - высказывайтесь! На последней “Вольной поэзии” к нам пришло “просто почитать” семь человек. Люди впервые выходили на площадь перед большим количеством зрителей и читали свои произведения, которые до этого писали в темноте и под одеялом. И такой свободный микрофон  дает им силы и желание двигаться дальше.
Э. Новрузова: - Опять же к слову о радикализме в творчестве. Те люди, которые читали перед памятником Свердлову, были ведь абсолютно разными - и по политическим убеждениям, и по творческим посылам. И там были такие формы, которые я, например, не приемлю. Но на то у нас и вольная поэзия - хаотичное спонтанное самоорганизующееся пространство.

- А как слушатели относятся к такой разной поэзии? Дозволяется обмен мнениями?
А. Бушуев: - Разумеется, все происходит в живом общении. Мы обсуждаем стихи вновь пришедших, а они высказываются о нас. Так что если не нравится, тебя вполне могут закидать помидорами или тухлыми яйцами... У каждого своя индивидуальная табуретка из дома и для неполюбившихся авторов своя помидора из кармана. (Смеется.) Но если нам самим что-то не нравится, то у нас тоже есть своя индивидуальная фига. После каждой встречи происходит афтепати, где мы поближе знакомимся с вновь прибывшими и обмениваемся адресами и телефонами - чтобы звать новых людей на следующие чтения. И от раза к разу количество постоянных участников увеличивается. У нас слишком много закрытых... так скажем, элитарных сообществ, которые любят забиться куда-нибудь в темный кабак и читать там свои тексты своим же соратникам - стихи под аккомпанемент еды. А мы выносим поэзию на площадь, создаём поэзию улиц.

- Какое сейчас отношение к поэзии последнего десятилетия?

А. Бушуев: - Ну, это довольно сложно... запоем стихи читали разве что в 60-х... а сейчас интереснее происшествия вечера трудного дня. Всегда был прекрасный слой человечества, который интересовался стихами, им это было необходимо, как воздух. Они не могли без такой своего рода дозы ощущений. Лично мне современная поэзия очень интересна, и у меня много товарищей, которые специально выискивают новых любопытных авторов, читают, следят за публикациями. Поэзия в наше время повсеместного телевидения и повсеместной прозы жизни - отдушина, интересная, надеюсь, хотя бы пяти процентам населения. Недавно я совместными усилиями с дружественным объединением “ЗаринПошёл” организовал “Вольную поэзию” в Питере - открытые уличные чтения, на Площади Искусств. Пришло достаточное количество поэтов, ощущение было невероятное. Но как я выяснил, происходит у них подобное крайне редко, и теперь мы общими силами сможем изменить ситуацию.

- Можно ли говорить о преемственности в поэзии....
Э. Новрузова:- Преемственность может быть исключительно в вопросе чуткости и модели восприятия мира. Явно не в методах. Кто-то пишет в классической системе стихосложения, а кто-то, как я, - верлибром. Верлибр, с точки зрения моего восприятия текущего мира, лучше всего описывает его ритм и краски. Но современная поэзия - та поэзия, которая говорит с тобой на языке твоего времени. А у каждого человека своё понимание этого самого времени. Для меня Бродский современен, а Вера Полозкова мне категорически не близка. Никонов живёт и пишет в моей реальности, но в ней же и Евтушенко, и Лермонтов. Хотя я ещё и дитя постмодернизма, и заложница форм. Мне интересен язык новых технологий, синтез искусств - поэзия, совмещенная с видеоартом, музыкой, искусство на пересечении жанров. Я надеюсь, ORT начнёт вычерчивать и эту линию в своем развитии. У нас с Ильёй Гутом есть готовый сценарий фильма. И, думаю, мы до конца года силами ORTа снимем, наконец, по нему фильм. Давно запланировано синтетическое музыкально-поэтическое действо. В нашем Объединении есть Саша (имеется в виду Александр Светоносец - Прим. ред.), пишущий ambient-музыку. Его проект называется “Ультраполярное вторжение”... все так же радикально, как видишь. Причём поэзия Саши в основном вписана в классическую систему стихосложения, а музыку он создаёт категорически современную, в том числе с точки зрения формы. Я же говорю, закономерные парадоксы теории относительности.
А. Бушуев: - Термин современная поэзия мне вообще не очень нравится, я всегда придерживался той теории, что родственные души никогда не умирают. И если человек тебе близок по духу, как например, мне Маяковский или Есенин, Рыжий, Хармс, Введенский... Другими словами, есть поэзия и непоэзия.
Э. Новрузова: - Поэзия появляется, когда в голове читающего или слушающего человека складывается умозрительный пазл...

- Все ваши метафоры, Эмилия Валерьевна... можно пару рецептов-метафор на тему свободы? Когда и как человек учится свободному восприятию окружающего?
Э. Новрузова: - Это происходит на пересечении многих факторов. Здесь воспитание, среда и жизненные трудности, с которыми приходится сталкиваться или не приходится. Ко мне свобода шла марафоном в несколько этапов. По мере приобретения опыта. И не знаю, когда я была свободнее, когда в юности познавала мир с абсолютно открытыми глазами на бегу, но спотыкаясь об мрачность маленького провинциального городишки, или сейчас. Но именно на таком фундаменте создавалась концепция абсолютной свободы... Мне сейчас не страшно ничего и интересен каждый человек. И я училась тому, чтобы относиться к миру не настороженно, как к потенциально враждебному, а напротив. Сейчас я скорее выдаю миру постоянный кредит доверия, чему бесконечно рада. Так мне жить гораздо уютнее. Нельзя конвертировать даже самый негативный опыт в негативное отношение. Это разрушает личность и ее потенциал. Так ты быстро исчерпаешь энергию внутри себя.

- В вашем объединении все профессионально состоявшиеся личности?
А. Бушуев: - Мы все работаем, но не за карьеру и статус. Большинство из нас свободные художники, дизайнеры, журналисты, строители. Нам хватает и в Петербург съездить, и сборники издать, и содержать семьи. Работа для нас - хобби, а настоящее - творчество. И в этом есть невероятная смелость. Хотя по возрасту каждый из нас уже вполне мог бы обзавестись и машиной, и карьерой, но большинство из нас ни того, ни другого не имеют, и мы не “стремаемся” этого, потому что не это для нас важно. Приоритеты расставлены иначе. Важнее, что ты скажешь сегодня такого, чтобы завтра человек, который тебя услышит, подумал, а почему бы действительно не изменить что-то? И внутри у него всё перевернется. Для меня критерий не успешность, а понимание и эмоциональный отзыв от людей...

- Какие еще выставочные проекты вы планируете провести в ближайшее время?
А. Бушуев: - В самое ближайшее время - как раз персональную выставку Олега Лалетина. В этом же помещении будет организована наша вторая, теперь уже тематическая, фотовыставка “Окна ORTа”. По аналогии с окнами РОСТа. Просто у каждого из фотографов, с которыми мы общаемся, есть окна - явно привлекательная для них тема. Поэтому мы решили сделать это концепцией. Проходить выставка будет с конца сентября до середины октября в одном из помещений на Варварке. Не в специальном выставочном пространстве, само собой. Друзья Олега помогли. Выставка будет очень цельной. Это частично инсталляция - пространство и свет будут работать на общую идею: разные видения молодых фотографов - окна восприятия. Урбанистические и деревенские, горящие и забитые мертвые окна. В особом антураже.

Юлия КУБАРЕВА, журнал "Досуг в Нижнем"