Графика ощущений Ветки Лангас

художники
 Каждый цвет или фактура приходит в нашу жизнь в свое время, так считает художник-дизайнер Виолетта Лангас, и вы сами сможете это проверить, посмотрев ее работы и прочитав интервью с ней.

“Я ведь родом не из Нижнего Новгорода, а из города Серов - это Северный Урал. До гор километров семьдесят. Туринск, Карпинск, Денежкин камень и Каенжековский камень... две вершины Уральских гор рядом. У нас горы из окна видно, это очень красивое место. До резиденции Демидовых, где падающая башня, где часы над озером и заливные подвалы, где серебро чеканили, где-то всего часа три езды. Насмотрелась я на все это живописное великолепие, мы часто ходили с родителями в горы... там целые поляны Марьина корня. Хотя вся окружающая действительность, горы, природные пейзажи, туристические походы, все эти Бажовские сказы, камушки... способствовало появлению какой-то исконно уральской росписи... Но, увы, город, конечно, рабочий - три металлургических завода, и красоты собирали в общем-то по крупицам.

Почему меня так и зацепил Нижний... когда я побывала здесь на практике. Поселили меня в гостинице “Москва”, и открываю я, значит, оранжевые шторы своего номера... а там дух захватывает от вида на Оку и на Стрелку. Потом, когда вернулась насовсем... месяца два или три ходила пешком по Ошарской до Ломоносова, этими старенькими улочками... зимняя графика - черные деревья, черные деревянные дома.... Я излазила с этюдником всю Рождественскую, всю набережную, рисовала вид сверху на Рождественскую церковь, от “Нижегородской” гостиницы. Начинала я здесь с ателье по ремонту и обновлению одежды, такое лихое спецзадание, за которое нижегородские художники не брались. Поднять его, значит, из небытия. Это находилось на задворках улицы Сурикова, но народ туда ехал специально, потому что там поднимали стрелочки на колготочках, там латали те старые вещи, с которыми люди не хотели расставаться. Ведь люди туда несли самое что ни на есть старье. Из этого старья нужно было сделать нечто носибельное. И все получилось как нельзя лучше. Потом, уже на “Чайке” мне дали полный карт-бланш и даже стали делать серии по моим эскизам.

- А когда шла учиться на художника, что маэстро живописи в тебе выделяли?

- Меня на вступительных выделили с композицией, я подсознательно чувствовала формы. Нам принесли с улицы массу разных травинок, прямо с клумбы, и сказали, что нужно из этого сделать орнамент, нужно сделать из этого рисунок - обои. И у меня была масса вариантов... вариабельностью я и взяла. Это мое.

- Ты всегда тяготела именно к графике? С чем все-таки это связано?
- Вообще у меня цвет появился только в последние годы... любовь к каким-то таким сложным интересным цветам, сложный - голубой, молочно, оранжевый... после поездки в Швецию - оттенки зеленого. Начала открывать все это в путешествиях по миру. Появились цветные картинки. А так по жизни - музыкальная линия, нотный стан, скрипичный ключ, бемоль, такая тонкая перьевая графика. Интересные спиралеобразные крючки...

- Ага, фантазийная. Бывают же угловатые штрихованные люди и деревья, есть еще объемная, живая, передающая складочки на старом ботинке, а у тебя она идет закругленной линией, по пути рисуя своеобразные формы-состояния...
- Ну, ясное дело, модерновая. Весь этот модерн меня преследует всю жизнь. Когда я в Праге увидела Альфонса Муху, который мне всегда нравился, и там его в таком количестве везде... Сейчас все возвращается.


- У тебя какие-то особые отношения с работой карандашом...
- Есть такое. Линия, она же живая... Мы как-то с детьми в студии рисовали наброски, и я ставила время - за одну минуту только контур нарисовать. Собрала потом работы, и стало ясно, кто и как передал характер одной линией. А один ребенок выдает зигзагообразной... Почему? “Да видно же, у него невроз, он с самого утра как бешеный... вот и линию выдает такую”. Линии, они все характерные, где тоньше, где толще, где витиеватее, где отрывистее... Еще очень люблю работать пером... всевозможные линеры, которые сейчас появились, 0,3 мм, 0,1 мм... У меня дипломная называлась “Вариации на тему каллиграфической экспрессии”. Я люблю интересно писать, подписываться под своими работами. Даже все мои рисунки либо сопровождаются текстом, либо подписаны как-то по-особенному. И еще в последнее время маниакальная любовь к бумажкам разной фактуры... мятая, с оттенками, фактурной какой-то. Карандаш по-другому ложится, еще маркерами интересно работать, серебро-золото, серебро-золото... это сейчас очень много применяется для скрапбуккинга.

- А ты сочетаешь, к примеру, какие-то фрагменты каллиграфии и пейзаж?? У тебя иногда прямо-таки буквы читаются в картинах....
- Да, есть такое. И с буквиц этих пошла моя тема экслибрисов. Как-то аспиранты меня попросили сделать одному профессору неординарную вещь в подарок. Он очень любит книги, у него огромная библиотека... Профессор кафедры лесных культур. И в этот раз я стала рисовать в несвойственной мне графике: такими размашистыми штрихами-зигзагами - елки. Как-то так легко получился у меня этот экслибрис, из которого мы потом сделали штамп, вырезали печать “Лесная мастерская”, вырезали ручку классную... из хорошего дуба, оттонировали, коробочку для печати, гравировку на коробке. Получился законченный подарок. Когда я начинаю работу, мне же нужно понять, что за характер у этого человека и что за символ для него можно зашифровать. Если он, к примеру, коллекционирует трубки или собирает антиквариат... какую-то определенную эпоху. И чем больше такой информации, тем понятнее будет.


- Что-то из твоих эскизов-сюжетов оживает на стекле, что-то на дереве, что-то на пластике, на текстиле, на металле... на любой другой фактуре. Ты сейчас, как я понимаю, изучаешь все...
- Мне интересно пробовать развитие разных сюжетов. Например, для подушек я недавно выбрала эротическую тему. Для этих подушек на выставке я поставлю в зале ширму - будуар, так ненавязчиво-кулуарно будет стоять диванчик, а на нем коллекция этих подушек. Все достойно, и все можно без стеснения рассматривать. Еще и чая попить. А тема родилась просто: раз подушка, значит, эротика, да еще и очень небанальный подарок. Ее можно и в машине держать, использовать для практического применения, черная с белой графикой - мужская, а женская белая с черной графикой... Тоже велюровая. Большая и маленькая, можно сделать сразу две в одном флаконе, бантиком перевязать, будут Мэ и Жо. Либо сделать серию черных и белых подушек с вышивкой, с разными задниками. Для стекла я всегда выбирала природные сюжеты, там были водопады, растения, травы и цветы, дюны.

- С заказными... понятно, а как рождается эскиз для души?
- У меня в основном это эскизы-впечатления. Очень мало таких реальных эскизов. Все они у меня в основном собирательно-абстрактные. Та же шляпа, которая лежит на рабочем столе, а на шляпе у нее Гауди. Воздушные замки снов... Иногда это просто графический лист, иногда все это выливается в костюм или часть костюма, или в принт на подушку... или вышивкой. Графику вывязать достаточно сложно, ее проще вышить либо напечатать. Еще у меня пробы работы по стеклу в тандеме с Галиной Комаровой... Мы тогда делали интересную такую штуку - графику переводили на стекло... и травили по стеклу, как напыление по зеркалу было. Для графики может быть множество применений. Вчера попробовали сделать часы... выложить витражными стеклами абстрактные часы, со стрелками стеклышками, такими матовыми леденцами. Тоже эксперимент. Нормальные такие с механизмом, с подвесом, единственное, что без рамы... абстрактная тарелка и стрелки. Или в форме яичницы... Еще я сотрудничаю с фирмой художественной ковки, у нас с ними в том году родилась лестница в стиле модерн. Вот так и пошла моя графика самая собой врастать куда-то в интерьер... Сначала рисовала, как белый человек - на белом листе черную графику. Теперь вовсю экспериментирую.

- Честно говоря, от некоторых картинок веет какой-то психоделикой...
- Наверное, это после Барселоны. Я после этого путешествия пошла учить итальянский язык, год слушала итальянскую музыку... Меня ошеломила местная атмосфера, не могу точно объяснить, но там я другая. Мне все там понравилось: воздух, виноград, разноцветье... художники, которые рисуют на асфальте... и множество граней. Там происходит какой-то вывих мозга в сторону спиралей. Там меняется темперамент. У нас здесь какая-то более черно-белая жизнь. А там неделя эмоций и потом год переживаний.

- А фотографией уже не занимаешься? Я впервые о тебе услышала, как о фотографе подиумных платьев модельера Елены Давыдовой...
- Она тогда впервые шила вечерние платья, это я ее уговаривала попробовать, и они получились просто великолепные, богатые, интересные... Еще снимала беременную девушку, расписывали мы ей живот и снимали ее в травах, в цветах, в песке... Вообще, я снимала всегда и везде своим старым “Зенитом”. В нашей компании мы часто снимаем друг друга, и, пожалуй, вырисовывается такая идея на 20-летие моей творческой деятельности сделать фотослайды на проекторе “Я глазами друзей”...

- И как ты меня, например, видишь?.. В каких цветах и линиях?
- Ну, ванильная... Вкусовую гамму могу сказать. Ваниль с шоколадом.... Но все только натуральное.

- А среди какого интерьера?
- Мне кажется, это должно быть какао и молочно-голубой. Какао с молоком и какой- нибудь прозрачно голубой. Но только не сплошь бежевый...

- Ну вот. А у меня много бежевого.
- Ты вообще в стиле кантри смотришься хорошо.

- Мне, правда, кантри очень нравится. И старые комоды, и даже обувь нравится как бы потертая, рыжеватая в трещинках.
- Нормально. Так можно самой сделать... берешь лак для декупажа, покрываешь, и все будет в желанных трещинках.

- А как ты объясняешь понятие дизайн для себя?
- Для меня это однозначно - польза и красота. Одного без другого нет. Функционал присутствовать должен обязательно; то, чем ты пользуешься, должно быть красиво.

- Но есть же разные тенденции, стили и моды...
- Вещи надо собирать под себя, если тебе это близко... например, можно из Прибалтики привезти молочную крынку и янтарь, а из Испании - куклы и тарелки, или вдруг сама собой собралась целая полка турочек и кофемолочек. Поскольку это твой мир, твои пристрастия, твои воспоминания и ощущения. У меня вот есть полочка Вильнюса... правда, сейчас к ней добавилась еще Чехия и немного Перми...

- Расскажи о своей интерактивной идее со шляпой для выставки. Это значит, вынимаем из шкафов все свои скелеты и оставляем их тебе ...
- Можно оставить эмоцию, мысль, идею. Выставка черно-белая, а шляпа цветная... Потому что мне бы хотелось, чтобы кто-то взял те мысли, которые в шляпе, и оставил взамен свои. На этих булавках будут прикованы разноцветные мысли, они будут на русском, на английском, на испанском. Просто фразы, которые могут оказаться близкими. Из серии: “успех практически в любой области зависит не столько от интеллекта, сколько от энергии напора”... или вот - “счастье - это не станция назначения, а способ путешествия”. Что-то в этом духе... Поэтому положим там кучу ручек и много бумажек, чтобы можно было поделиться мыслями. У каждого такая фраза есть, либо девиз, либо какая- то внутренняя философия... Шляпа-голова - вместилище мыслей.

- Каждый человек - это набор определенных пристрастий и философий...
- Я работаю с людьми и их характерами, состояниями и впечатлениями... с их пережитыми ощущениями. Вот когда такая диффузия получается, и одно перетекает в другое... Если мне человек по-настоящему раскрывается, быстрее понимаешь, что он чувствует и как он все вокруг видит, в каких красках... И самая лучшая оценка, когда человек тебе говорит: “Я это так себе и представлял”. Но чаще у нас люди как общаются?! Они же закупоренные, как консервные банки. Очень мало, кто может о себе рассказать искренне и открыто.

Подготовила Юлия КУБАРЕВА, журнал "Досуг в Нижнем"