Артхаус города N

Художники
 Синтез искусств и направлений создает движение, которое рождает творческие объединения, мастерские, галереи... дуэты, квартеты и оркестры. Речь пойдет о двух новых творческих объединениях: Нижегородский пАРТер и мастерской АIII.

Нижегородский пАРТер
Сообщество Нижегородский пАРТер началось с Никиты Евдокимова - основателя творческого объединения молодых художников. Они стараются быть как можно ближе к сцене событий реальной жизни. Они же... преломляющие ее через свои мироощущения... Никита Арт - художник, дизайнер, скульптор, керамист и организатор выставок молодых художников. Состав Нижегородского пАРТера постоянно находится в движении и обновляется. На сегодняшний день это: Александр Фрухт, Илья "К", Никита Арт, Даша Крючечёк, Светлана Каплеева, Денис Шашкин, Иван Шихид, Сергей Серый, Алёна Манга, Павел Бобылёв, Никита Небо... и др.

Никита Арт: - Партер родился осенью 2009... После окончания учебы я стал работать над творческими работами, со временем их накопилось определенное количество, но организовать персональную выставку не было возможности, так как материала было ещё недостаточно, но желание показать свои труды уже вполне созрело. Вот и решил собрать своих друзей и коллег. Они откликнулись и одобрили идею! У нас, в Нижнем, другого такого объединения нет. Подумали, что это было бы интересно и актуально для нас и зрителей. В октябре организовалась первая выставка "Арт винегрет", открытие её состоялось в день рождения арт-кафе "Буфет". Художники, фотографы... творческие направления совершенно разнообразные: живопись, батик, графика, фотография разного плана, керамика... потом еще реализовались выставки Фотографика, Флуксус.... совместный проект с Массолитом "Book-art."

- Никита, что у тебя появилось первым... фотография, керамика, живопись, коллажи... Что из этого сильнее зацепило?
Никита Арт: - Все развивалось одновременно... только фотография появилась много позже. Основа моего творчества - живопись и керамика. Все свое время я провожу в своей мастерской - студии художественной керамики, в Балахне, это и есть моя основная работа - я веду мастер-классы по керамике. Так скажем - это мое официальное место работы.

- То есть все-таки керамика...
Никита Арт: - Я не разделяю этих вещей, да и вообще ставить какие-то ограничения и рамки для творческих порывов - это не по мне. Какие-то идеи я воплощаю в керамике если необходим объем. Плоскостное - это живопись... У меня такого нет, что-то главное, а что-то второстепенное... Немного особняком, скорее всего, стоит фотография ... а вот эти два - основные.

- С чем связано твое обращение к фотографии как к средству художественного выражения? Глядя на то, как это у тебя получается, просто не верится, что это всего лишь поиск новых форм...
Никита Арт: - Прежде всего, это, конечно, поиск новых средств самовыражения, выражения творчества, мыслей. Живой интерес освоить новое ремесло! Фотографией я стал заниматься сравнительно недавно. И можно сказать, это направление у меня находится в зачаточном виде. По поводу объектов, это, конечно же, живая натура, тело... все это безумно прекрасно... пластика, формы, объем, нежели какая-то предметная или репортажная съемка. Привлекают идеи арт-фотографий, особенно когда это выглядит сюрреалистично, ну или что-то подобное. Буду стремиться именно в этом направлении. Также экспериментирую с коллажной техникой, это работы: "Кокон", "Очередь", "Выборы". Прекрасно выглядят работы с боди-артом - двойное удовольствие: и порисовал, и сфотографировал, но это пока впереди!

- Какие годы тебе наиболее близки по духу, 50-70-90-е... И почему?
Никита Арт: - Насчёт каких-то определённых временных промежутков сложно сказать, во всём есть что-то привлекательное. Как положительное, так и отрицательное. В целом по душе, наверное, всё-таки что-то футуристическое. Но будущее, не прошлое.

- А что будешь делать с живописью?
Никита Арт: - Не знаю, как сформулировать сейчас мои стиль... В прежние времена это, наверное, фэнтази, сюрреализм, мистика, философия. Сейчас в процессе разработки проект "Город обезьян", часть его уже была выставлена в арт-кафе "Буфет" в конце прошлого года, и это только начало... все еще высказано не полностью. Это полностью андеграундный проект. Он такой сатирический, я там высмеиваю жизненные ситуации, катастрофы, массовые сокращения, мировые катаклизмы, проблемы экологии.  Если моя живопись ближе к классике, станковая, то здесь чистый андеграунд. В нем выстроилась концепция мировой нестабильности последнего времени.

- Да, видела, мрак...
Никита Арт: - Мрак? Почему? А вообще хорошо, что мрак... Так и есть. Массовые увольнения... выгоняют людей на улицу, как собак...

- Или тот коллаж, где во главе картинки лицо ребенка со штрих-кодом...
Никита Арт: - Дело в том, что сейчас идет такая программа, она потихонечку внедряется, когда каждого человека оцифровывают буквально с рождения. Некие ограничители свободы с номером и штампом. Идет внедрение в мозг микрочипов, чтобы можно было сканировать информацию. Все будут под номерами... что должно нас привести к большему порядку. А на самом деле ежу понятно, что грядет просто программирование людей...

- И превращение их обратно в обезьян...
Никита Арт: - Нет, не то чтобы в обезьян, скорее в подчиненных... опять-таки.
- Чьи художественные проекты в НН вам были особенно любопытны (за посл. неск. лет)
(К разговору присоединяется Илья "К" (Илья Поливанов), художник (живопись, графика).
Никита Арт: - Из того, что проходило в НН, запомнился француз Пьерик Сорен. Выставка проходила в выставочном комплексе, наверное, это был 2006 или 2007... на мой взгляд, проекты, представленные на этой выставке, воистину можно назвать современным искусством.
Илья "К": - Для меня это те проекты, в которых я принимал непосредственное участие. Проект "Trashwaltz". Проходил в городе Арзамасе. Интересно было. Проект "Выход" был довольно занятным бонусом к "Стрелке". Безусловно, выставка "Флуксус" была весьма интересной, так как собрались совершенно разные люди и блеснули своим творчеством. Фест "meat of the freanchwoman" в "Pекорде" был весьма фееричен (спасибо Кириллу Дмитриеву). "Кросспоинт" стал увлекательным зрелищем для меня, хотя я там и не участвовал. Ребята - молодцы, очень мне все понравилось. Ну, конечно же, посетил я и выставку Никоса Сафронова. Про его искусство я говорить ничего не буду, но факт остается фактом. Могу сказать, что наш город художественно развивается и я лично очень буду рад дальше этому способствовать.

- У вас есть кумиры в искусстве? Может быть, кто-то или что-то цепляет и подталкивает к продолжению мысли в собственном видении...
Илья "К": - "Не сотвори себе кумира!", - сказал кто-то, и я ему поверил на слово. Мне многое нравится. Люблю графику Эшера, безумную живопись Гигера. Обожаю комиксы Френка Миллера, уважаю творчество Бенкси и стрит-арт, в целом, восторгаюсь гением и великим лжецом - Казимиром Малевичем. Картины Сальвадора Дали вызывают во мне радость, собственно, как и его личность в целом. Да, наверное, любой художник в своем творчестве так или иначе заимствует чужие идеи, перерабатывая и трансформируя их своим умом, дабы извлечь из небытия все новые и новые формы... хотя, тут сложно как-то анализировать. Информационный поток безграничен и никому конкретно не принадлежит. На мое творчество, наверное, тоже кто-то повлиял, только я про это не знаю, поэтому и отрицать не буду... В данный момент работаю над картиной, которая будет отражать реальность в форме пинбольного стола и олицетворять гармонию бытия со всеми его тонкостями и трещинками. Не знаю, что из этого получится, но мне интересно, и это самое главное.
Никита Арт: - В целом примерно всё так и есть: они и цепляют своими идеями, и подталкивают к продолжению мысли в собственном видении, каждый раз всё происходит по-разному. Мои кумиры из современников: это немецкая команда Herakut, художники Russ Mills, Michael Parkes, jeremy geddesart, Ryohei Hase и другие... ну и из классики Босх!

- Мне кажется, сейчас в формах существуют две крайности: социалка или сюр, китч. Сумасшедший сюр касается всего, не только искусства, но и повседневной жизни, взаимоотношений между людьми, одежды, интерьера... Как ты к этому относишься?
Илья "К": - Сюр и китч для меня - это понятия ироничные и юмористические. Думаю, что современное искусство и стоит на этих двух слонах, потому как без юмора искусство прогнило бы на корню. Но, с другой стороны, китч и сюр - понятия весьма тонкие. Не люблю, когда китчем называют топорную сумятицу, которая, кроме отвращения, ничего не вызывает. Хотя, безусловно, тут дело вкуса. В одежде китча и сюра много. Думаю, если выйти на улицу в розовом костюме Дарта Вейдера с букетом черных роз в руках и игрушечным пулеметом "Максим" на поводке - вот это будет и сюр, и китч как в одежде, так и в повседневности. А любой интерьер, куда заглянет подобный Дарт Вейдер, моментально станет китчевым и сюрреалистичным одновременно.
Никита Арт: - Безусловно, все эти явления в нашей жизни были, есть и будут, и никуда от этого не деться. Всё идёт в ногу со временем - и эти понятия просто "видоизменяются". Ведь социалки было много и в советское время, буквально всё кишело вокруг! Она просто была другая! Советский соцреализм - эти бесконечные темы : Ленин, уборка комбайнёров, жницы, стройки... Вот с китчем и сюром все по-другому - сейчас более свободные времена, поэтому эти понятия так с лёгкостью проникли повсюду. Хорошо это или плохо, сказать сложно, ведь это тоже процесс! Мир не стоит на месте. Возможно, пройдёт время, и эти явления приобретут иные формы, и это даст толчок для чего-то нового! Что касается лично меня, то я вполне положительно отношусь к сюру, как к явлению в повседневной жизни. Сказка, она всегда удивительна и интересна! А вот с дурным китчем нужно бороться, ближе к культуре надо быть, не в пещерах живём. Хотя и это явление имеет право на жизнь, всё познаётся в сравнении, дурной вкус - это же тоже вкус! Ну, а о вкусах принято не спорить...

- А что насчет социального подтекста... с точки зрения содержания. Где искусство, а где кухня нашего существования?
Илья "К": - Искусство начинается там, где заканчивается кухня, и наоборот. Искусство - это, что называется, "от души", а душа, как известно, не продается. Если художник творит в первую очередь для финансового обогащения - вот это можно назвать кухней, хотя, я совершенно не призываю хранить "душу" в ящике (ну, или на кухне - кому как удобнее). Если человек занимается искусством в первую очередь для своего удовольствия, и при этом, его работы успешно пользуются рыночным спросом, - ему можно только пожать руку, но никак не обвинять его в продажности. А социальный подтекст есть и будет всегда, так как даже самые выдающиеся гении все равно хотят кушать.
Никита Арт: - Почему это произошло? Ответ прост: наверное, накипело, хочется сказать своё мнение, своё отношение ко всему происходящему вокруг меня! Быть "активным пользователем" и принимать какие-то решения...
Выставочные проекты Нижегородского пАРТера можно увидеть в кц  Рекорд, арт-кафе Буфет, Музее истории и культуры Московского района и многих других.
Мастерская АIII:
Рабочее название ближайшего по времени проекта - "Аннексии", который состоится в феврале.
Активные союзники:

Ин Андрей Амиров. Аутрич-работник проекта снижения и профилактики ВИЧ среди КСР, БНФ "АНТИ СПИД". Участник летней школы молодого художника Green City (2008, 2009 гг.), выставках "Наше навсегда" (2009 год), "Еда и смерть" (2010 год). Один из авторов проекта "Переход к супрематизму" (2010 год).
Анна Толкачёва. Аспирант факультета "Вычислительной математики и кибернетики" ННГУ им. Лобачевского. Молодой художник. Член творческой группы АIII. Художественными интересами в первую очередь являются Science-art и медиа-арт. C 2009 года занимается видеопоэзией. Видеоработы на собственные стихи участвовали в фестивале "Вентилятор" в 2009 году и фестивале "Пятая Нога" в 2010. Также видеоработа на стихотворение Виталия Кальпиди участвовала в фестивале "СловоNova" и работа "Стихотворение" и была показана на вечере русской поэзии в Сиднее. Стихи публиковались в сборнике "Молодой литератор-2009" и нескольких брошюрах. Являлась участником ряда выставок в Нижнем Новгороде и Зеленом городе.

Андрей Носов. Сотрудник Приволжского филиала ГЦСИ, член художественной группы АIII, куратор литературных мероприятий. Участвовал в летней школе молодого художника Green City, выставках "Наше навсегда", "Еда и смерть". В сферу художественных интересов входит перформанс, видеоарт.
О будущем развитии мастерской рассказывает Андрей Носов:

- В чем суть проекта "Аннексии"?
- В этом проекте мы обращаемся к практике дрейфов - это способ художественного освоения городской среды, с которой ещё в 60-е годы работали ситуационисты в Париже. Дрейф - это свободное, ничем не ограниченное перемещение по городской среде. В ходе дрейфа художник обращает внимание на те детали, нюансы и закономерности, которые мы не замечаем в обычных жизненных ситуациях, - когда мы, например, идём из дома на работу, т. е. когда у нас есть чётко запланированный, заданный маршрут. В ходе своих дрейфов мы исследовали особые области на границе города. С одной стороны, их нельзя отнести к городской среде - там нет регулярной застройки, упорядоченных дорог, магазинов и т. д., с другой стороны, это ещё не загородная местность - тут постоянным фоном присутствует городской шум, случайные, хаотичные, полузаброшенные постройки. Мы назвали эти территории аннексиями. Город, как наплывающий ледник, постепенно отвоёвывает их у окружающей его территории. Впечатления от своих дрейфов мы оформляем в виде различных текстов: это могут быть эссе, отрывки диалогов, небольшие художественные произведения, манифесты и т. д. Из плакатов с такими текстами и картами маршрутов наших дрейфов и будет состоять выставка.

- Чем вообще планирует заниматься мастерская АIII? Что интересует ее создателей?
- В первую очередь - это, конечно, наша мастерская, там мы занимаемся обсуждением новых проектов, генерацией идей, изучением интересующих нас материалов и собственно созданием работ. Но мы охотно предоставляем площадку для реализации других проектов и идей. Основное требование - это должны быть уникальные для Нижнего Новгорода и интересные лично нам вещи. Кроме того, мы уже проводим регулярные семинары для молодых поэтов, устраиваем видеопоказы интересных, на наш взгляд, фильмов. Литературные семинары имеют различный формат: обсуждения текстов участников семинара, обсуждения текстов классиков и современных поэтов, встречи с экспертами: поэтами, литературтрегерами, художниками, философами...
- С чем нравится работать лично тебе?
- Как художнику мне сейчас очень важны моменты, связанные с работой с окружающей средой в самом широком смысле, осмысление того, что происходит здесь и сейчас. Это относится и к городской среде, и к социальным отношениям, и к медиапространству. С другой стороны, мне важны формальные вопросы искусства, в этом плане меня интересуют возможности видеоарта.

- Ты бы стал коллекционировать современное искусство? Если да, то в каком виде, и каких авторов?
- Не думаю, что мне когда-нибудь будет это интересно. Каталоги хороших выставок - да, это меня интересует. Думаю, коллекционирование современного искусства сейчас - это просто вложения денег, как игра на бирже.

- Какой период развития искусства тебе больше всего интересен и что тебя в нем зацепило?
- Я всё время параллельно интересуюсь несколькими совершенно различными явлениями в искусстве. Например, сейчас меня очень интересует современная электронная и академическая музыка, документальное кино, первобытное и античное искусство. Мне кажется, такой эклектичный подход позволяет найти какие-то неожиданные ракурсы, подходы к осмыслению истории искусства и понимани е того, чем должен заниматься современный художник. Если говорить о каком-то определяющем влиянии - то это, конечно, искусство модернизма и авангарда в широком понимании этих терминов - от Мане до конструктивистов и Баухау.

Подготовила Юлия КУБАРЕВА,журнал "Досуг в Нижнем"