Диковатый пятница

1.jpg
Петр Засухин - гуру нецензурной, художественной мысли. Побывать в его мастерской - это, наверное, нечто сюрреалистическое. Мысли в его голове различаются по цвету и на ощупь и движутся по разным траекториям. Чтобы это почувствовать, мы даже не поленились съездить в Дзержинск, город-герой химической промышленности.
 
- Сколько у тебя в мастерской кукол! Сам играешь, или от прошлых хозяев мастерской остались...
- Мои... я их собираю. Собираю помоечных... тех, что люди выбросили на помойку. Здесь есть некоторые вещи, которые мне подарили, но в основном с помойки. Вот эту белку я подобрал совсем недавно. Причем ее, видимо, не очень хотели прямо-таки выбрасывать, видно, что-то щемило. Ее просто прислонили на улице к бордюру. Проходил я, так скажем, поздно ночью... смотрю, типа белка! Е-мое, белка... нам надо. Всех беру, даже сломанных. Знаешь, если головки нет или ножек-ручек. Или даже просто отдельно ручки беру...
 
 
 
Голос фотографа Натальи Планкиной. Это что, милосердие что ли такое? Чем они тебя так трогают?
- Просто кукла, это часть каких-то детских воспоминаний. Воспоминаний о куклах, о каких-то старых игрушках, и сейчас они умиляют. О, поломанная кукла! Как-то в детстве мне купили танк... так он еще, сволочь, и передвигался. Мне же интересно, как там все внутри устроено. Колесики всяческие ковырял... Пока все окончательно не сломал, не успокоился. Совсем недавно читал поэта Максимилиана Волошина. Искал его рисунки и наткнулся на соблазнительный рисунок обнаженной женщины. Она сидит спиной, выбран такой красивый ракурс... Заинтриговала меня эта барышня. Прошелся еще по стихам, полистал и нашел...Это, наверное, любовница, потому, как я знаю его нескольких жен. Она, оказывается, с детства была хромая, и ее родные брат и сестра, всегда подавая ей куклу, обязательно отрывали одну ногу. Что это? Детский садизм или еще что-то... Это есть у всех, и оно вообще никуда не девается. Такое детское любопытство - покопаться во внутренностях. Я даже стихи пишу в таком духе. Одно из моих любимых стихотворений о мертвой собачке и одноногой девочке из цикла “Горбы и костыли”. Так его назвала одна медсестра. Они вообще, практически, сливки женского общества. Парикмахерши тоже ничего, но гораздо хуже. По мне, идеальная красота вообще “фу”! Зачем она, кому?
 
- Все у тебя сплошные углы и провалы. Психология бессознательного по Фрейду. Зачем-то во многих интервью называешь себя клоуном?
- Я? Не помню. Да, я шут, я циркач, так что же... Шут один из моих любимых персонажей, потому как шут отличается от клоуна. В нем есть какая-то двоякость. Именно шуты при дворе являлись самыми приближенными к королю. Это вообще интересный персонаж: они часто были любовниками королев, придворных дам. Давно уже так повелось, что я всегда рисовал человечков в забавных колпачках, рот до ушей. То есть именно эта грань. А насчет себя... Да какой я шут на самом деле? Если только вспомнить из детства, когда я ходил в цирковую студию, жонглировал. А настоящий клоун должен быть минимум, как Никулин или Карандаш. Личностью должен быть изначально. А не какой-нибудь ряженый из шапито.
 
- Разве вот эти два маленьких старичка не похожи на цирковой стеб?
- Нет, ни фига. Эту “Молодую гвардию” я никак не могу закончить. Там будут два маленьких мальчика: один в гусарском костюме, другой в мундире конного полка лейб-гвардии. Я долго искал по книгам картинки этих времен. Послевоенные дети, войны 12 года. Дети всегда играют в войну.
 
- А тебе пришлось послужить в армии?
- Конечно, я служил в ВВС. Мужчины же, они все в армию ходят. Или ходили. Сейчас в армию ходят только дети из рабоче-крестьянских семей. А вся вшивая, так называемая интеллигенция, или большевистская буржуазия... Ты разве видела, чтобы дети таких буржуа когда-либо ходили в армию. У них сейчас модно стало в суворовские училища отдавать. Потом уже Гарвард, Кембридж, потом все остальное... яхты, проститутки.
 
- Но ты где-то занимался, вроде художественной студии?
- Нет, нигде я не учился. Я и в своих резюме всегда честно пишу: “Художественно не образован”. Для меня рисование еще в пионерлагере началось, в школе. Про художественную школу я думаю так: это даже хорошо, что я не был обучен каким-то азам. Посмотришь, туда ходит херова туча народу, в музыкальных школах учится еще большая херова туча. А где они, профессиональные музыканты и художники, гении? Почему никто не ходит на концерты классической музыки? У нас вон и училища музыкальные есть, но почему-то большинство слушает бабло всякое. У них ведь и образование... но, видимо, отбили на уроках сольфеджио. Худработником можно и без образования стать.
 
- Чем же сейчас живет без уроков сольфеджио художник Петр Засухин?
- Делаю какие-то картинки, как-то существую в своем придуманном мире.
В последнее время пишу абсолютно разные вещи. Могу одновременно начать пейзаж делать, потом кошку какую-то рисовать, и еще ребенка, гуляющего с салазками по парку, или с собачкой. Сейчас у меня нет каких-то определенных тем. Еще я не люблю, когда художники начинают рассуждать, картины - мои дети... это такой бред. Мне тоже бывает некоторые работы жалко продавать. Все потому, что хорошую цену не дают. Ну да, нарисовал, и, вроде, все так... ты в нее в общем-то многое вкладываешь. Но я не рисую конкретных вещей, портретов или пейзажей. Не работаю как ремесленник, а создаю какое-то свое мироощущение. Поэтому и отдача у меня немного другая. Но говорить о своих картинах с нежным трепетом не умею. Лучше о куклах.  Нет, к примеру, у меня дома под рукой красок, только тушь. Тогда делаю черно-белую графику. Когда освоил процарапки, делал процарапки: мальчики-девочки, просто лица. У меня есть большая серия процарапок к 200-летию Пушкина. Упустил момент, когда это можно было продать, ну и чего. Но я же не для этого их делал.
 
- А для чего ж тогда?
- В данный момент нравилось. Причем я придумал такую идею... Представь, если бы во времена Пушкина были “мыльницы”, и все бы ходили, как идиоты, и щелкали все подряд. После этого люди обычно рассматривают кучу фотографий, кто это? А это кто такой? Да хрен его знает, какой-то парень кудрявый. Просто прохожий. Так это ж Пушкин! Кто? Неизвестный Пушкин. Просто символ эпохи, как человек, проходящий мимо. Пушкин-проходимец. Он у меня разный, то с какими-то перьями, то стреляет из лука, или на сеновале... “Болдинская осень” называется.
 
- Сейчас даже фотографам иногда хочется зарисовать свои ощущения...
- Мне вот на выставке Аси Феоктистовой “Как дети” понравилась фотография Алексеева с детьми, такими гипертрофированными, которые сидели перед гипсовой елкой.
 
Голос Натальи Планкиной. А я такие фотографии не люблю. Она для меня лично слишком сладкая, слишком волшебная...
- А я такой всеядный: и в живописи, и в музыке, и в фотографии. Мне до хрена кто нравится из художников. Мне, например, Модильяни очень нравится, прямо вау! Можно у каждого найти что-то. Вот я в Третьяковке никогда не был, но года два назад попал и стоял там перед чем угодно... Даже те же Медведи Шишкина, Куинджи. Такие круги нарезал под впечатлением...Мама, не горюй!
 
- Кого в нашем городе можно назвать известными художниками?
- Я очень люблю Галю Каковкину, Асю Феоктистову, наших дзержинских девчонок люблю, Марину Полякову и Свету Ушкову... Слава Грачев, конечно, еще мне очень нравятся акварели Рекина середины 90-х, Сашка Лавров. Наташа Панкова бренд такой уже, сейчас она в поиске находится, ищет какой-то новый всплеск для себя. В свое время, в конце 80-х и начале 90-х, у меня бы даже затруднений не возникло ответить: все объединение "Черного пруда" - Сорокин, Леша Акилов, Сметанин, Урлин - это такие мастера! Но многие отошли в разные стороны от искусства. Урлина совсем не видно; Сметанин, Васильченко и Сахаров ушли в церковь, они принципиально ушли из искусства и работают в церкви. Сейчас они восстанавливают Собор Александра Невского. Они иконостас за иконостасом делают. Сахаров еще там ведет воскресную школу иконописи. Они занимаются сейчас только иконами. Но в этом ничего печального нет, как многие думают... Вопрос в том,  что они просто нашли для себя более праведный путь в нашей действительности.
 
- Тебе никому не хотелось подражать?
- Ты знаешь, у меня такое направление... я как бы создаю такой немножко наивный мир. И его, естественно, утрирую, насаждаю туда своих персонажей. Как игрушками заставляю, и для меня это реализм. Вы что, ребята! О чем вы говорите? Потому что для многих людей далеких от понимания искусства, все, что не Шишкин, это абстракционизм. Это такое ма-аленькое течение в искусстве начала 20-х годов. Потому как они другого термина не знают, для них это как разношенная монета, как штамп. Скажем, назовите свою любимую картину:- “Мона Лиза”... Да где ты ее видал? В журнале “Огонек”, в черно-белом варианте! Для многих понятия живописи на уровне школьного учебника -”Троица” Рублева, “Русское поле” Шишкина да еще на конфете "Мишка Косолапый".
 
- Твои картины кто-нибудь покупает?
- В Дзержинске- нет. Я даже не знаю, кто в Дзержинске может покупать картины.  В Нижнем Новгороде есть постоянные покупатели. Бывает, что работаю на заказ. Нарасхват я был в конце перестройки, начале 90-х годов. Дуром брали, никаких предпочтений, просто шла такая волна... Кто понимал, кто ничего не понимал, просто под впечатлением разброда... Авангард особенно или что-то там необычное. Как и в любой революционный период, когда людей начинает интересовать что-то еще, кроме себя. Не хочется говорить, плохие они или хорошие, люди они такие, какие есть.  Но временами они не покупают крокодиловые шузы и помаду за сто долларов.  Тогда за кота Егорова какой-то водопроводчик в спецовке  давал 120 рублей и два батона колбасы.
 
 
- Тебе часто приходится давать интервью?
- Да, не так давно приезжали с Дзержинского телевидения. Позвонила одна приятельница, спросила, смотрел ли я фильм “Остров”? Ну, говорю, какое-то представление имею... она мне, что этот фильм все хвалят, а мне нужно отрицательное мнение. Пожалуйста, говорю, но единственная проблема - я фильма не видел. В результате, когда я его посмотрел, мне фильм понравился. Там все кадры офигенные: лаконичность цвета, черно-бело-серые тона и чуть-чуть рыжего мха добавлено...
 
- Петь, а ты даришь своим любимым девушкам картины?
- Я не люблю дарить картины, это какой-то бред вообще. Ну, конечно, в результате, все равно дарю, но скрепя сердце. Много графики дарил, где были городские пейзажи, морские пейзажи, нереально большие рыбины. Барышни мои абсолютно разные, каждой нравится свое, и шуты кому-то нравятся.
 
Юлия Кубарева, журнал "Досуг в Нижнем".
Фото Натальи Планкиной

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Комментарии пользователей

Изображение пользователя Гость.
Класс, пора сайт знакомств открывать)
Изображение пользователя Гость Ирина Е..
Засухин, мы с тобой не виделись очень много лет!.. Даже не знаю, как представиться... ;0) Помнишь, "тургеневскую девушку с томиком Блока под подушкой"? Да, это Ирина. Если хочешь, можешь позвонить мне: 8 904 04 84 777.
Изображение пользователя Гость Нина Горюнова  .

Петр! Позвоните мне, пожалуйства 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".